ОШЕТЬ. ОЖИВШАЯ СЕЛЬСКАЯ ЛЕГЕНДА.

Историческая наука издревле боролась в народном сознании с историческими байками. И, несмотря на своё неоспоримое превосходство в части достоверности, всё же всегда проигрывала в части популярности.
Оно и неудивительно: в науке приходится много работать с источниками, кропотливо перепроверять личные рассказы, а многолетние усилия всё же часто не позволяют однозначно судить о правдивости той или иной гипотезы.
Другое дело – байки. «…позвонил один местный старожил, который и поведал, что в Ошети тоже растет липа, посаженная Васнецовыми. Таким образом семья Зворыгиных нашла трехвековую липу,»- рассказывает Георгий Зворыгин в недавней статье, вышедшей на сайте правительства Кировской области. Дедушка Георгия – популяризатор легенд о васнецовском «родовом гнезде» с. Ошеть.
Тематические мероприятия, посвящённые известным художникам, регулярно проводятся в Ошети. Можно сказать, что фамилия Васнецовых стала местным туристическим брэндом. И случилось это относительно недавно.
Версия об основании села представителем рода Васнецовых в 1690 году пошла от краеведа Олега Николаевича Виноградова и была высказана в его статье 1991 года. Пра-пра-пра-прадед художников Васнецовых действительно был одним из первых жителей села Ошеть. Однако утверждение о том, что он является основателем села ничем не обосновано и не соответствует исторической практике того времени.
Именование Дмитрия Васнецова основателем известной династии – тоже достаточно сомнительное утверждение. Ведь прославились художники, а не священники Васнецовы, а Аполлинарий с Виктором первыми известными художниками в роде и являются. Впрочем, сомнительно называть Д. Васнецова и основателем священнической династии, ведь в священный сан он возведён не был (в отличие от его сына, диакона Иосифа).
Неразбериха в истории Ошети давно была предметом спора краеведов. На данный момент точкой в вопросе о дате основания селя Ошеть можно считать решение Большевистской сельской думы, основанное на архивной справке из Росгосархива древних актов. Справка гласит, что самое раннее упоминание села Ошеть в документах – 1702 год, а основателями села называются семьи Широкого и Домрачевых.
Следовательно празднования-фестивали в Ошети в 2015 (325 лет) и 2023 (333 года) годах были проведены по ошибке.
Кроме этого, в соответствии с Постановлением правительства Кировской области от 21.09.2011 года №121/448 был выделен Грант в 2 млн. руб. из бюджета области и 2,5 млн. руб. из районного на консервацию Спасской церкви села Ошеть – объекта культурного наследия федерального значения.
Впрочем, израсходованы они были на другое. Без разрешения на производство работ и в обход областного управления охраны памятников культурного наследия, не имея ни одой лицензии на производство работ не аттестованными и не оформленными по трудовому кодексу рабочие были допущены к выполнению строительных работ. Без научно-технической документации и без межевания земли.
Вместо консервации Спасской церкви, была проведена застройка охранной зоны Спасской церкви. Там появились новые объекты капитального строительства, что запрещено федеральным законом №73 от 25.06.2002 года:
- памятник священнослужителю Михаилу Тихоницкому;
- ряд скульптур;
- здание филиала музея;
-тротуарные дорожки.
Управление госохраны объектов культурного наследия (ОКН) Кировской области 15.03.2022 г. № 254-55-01-16 осуществило выездное обследование указанного объекта культурного наследия. Зворыгину Л.И. объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований:
-разработать в соответствии с проектным заданием проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
- согласовать разработанную проектную документацию с управлением государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области;
- получить разрешение управления госохраны ОКН Кировской области на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
- осуществить приёмку выполненных работ по сохранению ОКН с участием представителя управления охраны памятников ОКН.
Ни один из пунктов обязательных требований районным руководством и Зворыгиным Л.И. не был выполнен.
Для помощи в распространении своих домыслов Зворыгин Л.И. привлёк в поддержку депутатов Законодательного собрания Шилову С.В. и Гозмана К.М. известного бизнесмена, который финансировал его проекты, а супруга Константина Марковича Л.Г. Гозман корректировала книги Зворыгина Л.И. «Моя судьба в судьбе страны», «Васнецовские тропинки».
За что Зворыгин Л.И. выражает «Особую благодарность за помощь в издании книг генеральному директору агропромышленного холдинга «Дороничи» Гозману Константину Марковичу». Впрочем, благодарность выразилась и в призывах через районную газету голосовать за Гозмана К.М. – кандидата в депутаты Кировского областного Законодательного собрания по Нолинскому избирательному округу.
Спасская церковь находится в неудовлетворительном состоянии, ранее в ней в трапезной части хранились минеральные удобрения колхоза «Искра», который возглавлял Л.И. Зворыгин.
Развитие местного туризма – благая цель, и для этого совершенно необязательно плодить исторические мифы. Ошеть – пример неразумного расходования ресурсов. Когда объект культурного наследия федерального значения увядает и разрушается, зато огромные ресурсы бросаются на создание и распространение легенд.

Сунской райком КПРФ

Опубликовано admin - чт, 04/11/2024 - 14:55