"Версия": кировские дороги - кировские беды

По словам губернатора Кировской области Александра Соколова, регион оказался в числе лучших по темпам и качеству ремонта дорог. Однако рейтинги свидетельствуют о том, что трассы региона одни из самых худших в стране.

На еженедельном совещании с правительством губернатор Кировской области Александр Соколов отчитался об итогах встречи с заместителем председателя кабинета министров РФ Маратом Хуснуллиным, которая была посвящена реализации нацпроектов регионе. «Марат Хуснуллин отметил, что большинство программ у нас в «зеленой зоне», особенно по ремонту дорог, и это разительное отличие от предыдущих лет работы. Видя наши темпы, Правительство России перечислило нам в июле опережающее финансирование – часть дорог, которые мы планировали сделать в будущем году, сделаем уже в этом. Нам дают кредиты на приобретение транспорта для межмуниципальных перевозок. Все направлении нашей дорожной деятельности были отмечены как одни из лучших в стране», - заявил Соколов.

Впрочем, ничего удивительного в том, что Кировская область активно ремонтирует дороги, нет. По данным «РИА Рейтинг», по итогам 2022 года регион занимает 84 место в России по качеству автодорог. Аналитики пришли к выводу, что только четверть автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения отвечают нормативным требованиям. На 1000 квадратных метров площади в регионе приходится только 115 километров дорог с твердым покрытием. При этом, за год губернаторства Соколова позиции области в дорожном рейтинге практически не изменились. Регион как был на 84 месте, так там и остался. Среди позитивных изменений можно отметить только то, что показатели Кировской области незначительно улучшились. Так, по итогам 2021 года нормативным требованиям соответствовало 22 процента трасс, а на 1000 квадратных метров приходилось 144,1 километров дорог с твердым покрытием.

Кстати, объективность дорожного рейтинга от «РИА Рейтинг» признал и сам Александр Соколов. «Это объективно. Это так. И для этого есть ряд причин. Например, большая площадь региона при небольшом количестве населения. Но есть и субъективные причины. Одна из них — деление дорог на «мои и не мои». Я с этой позицией борюсь и, надеюсь, мы это преодолели. Все дороги «наши». Людям все равно, кому принадлежат дороги, вопрос к власти единый — когда их отремонтируют. Мы на таком низком месте из-за муниципальных дорог, которых у нас много и которые низкого качества. При этом областные чиновники считали, что отвечают они только за региональные», - пояснил он на одном из заседаний Законодательного Собрания Кировской области. Также, по его мнению, проблема заключалась в «неправильной» работе АО «Вятавтодор». «Они берут государственные деньги и оставляют что-то себе, отдавая на субподрядах за меньшую стоимость? Почему эти деньги идут не на ремонты, а на дорогие машины для руководства? Такие вещи мы будем пресекать», - цитирует Соколова «Киров Град».

Поясним, ранее принцип работы предприятия, на 100 процентов принадлежащего Кировской области, был таким: компания получала госконтракты на ремонт, строительство и содержание дорог в регионе. Так как объемы работ в сфере дорожного строительства в Кировской области огромные, а материально-технические и кадровые ресурсы ограничены даже в такой большой компании как «Вятавтодор», генеральный подрядчик нанимал субподрядные организации под конкретные задачи. При этом, стоимость контракта для субподрядчиков генподрядчик снижал, а разница шла на обеспечение текущих нужд «Вятавтодора». Такая практика является обычной для любого субъекта федерации.

После того, как Соколова избрали губернатором, он поменял топ-менеджмент предприятия. Сейчас «Вятавтодор» возглавляет Алексей Вепрев. Что же изменилось при новом руководителе? Теперь «Вятоавтодор» практически не оставляет себе ни копейки с госконтрактов, как это было в случае с договорами на ремонт дороги Кырчаны – Нема — Кильмезь в Кильмезском и Нолинском районах и Немском муниципальном округе. Контракты общей стоимостью более 420 млн рублей достались ООО «ГК Тигран Великий» и ООО «Армдорстрой». При этом, «Армдорстрой» даже не числится в ЕГРЮЛ, а юридический адрес, банковские реквизиты, КПП, ИНН, телефоны ООО «Армдорстрой» и ООО ГК «Тигран Великий» полностью совпадают. Генеральным директором ООО «Армдорстрой» является Артем Варданян, который также является собственником «Тиграна Великого».

Проще говоря, на данном этапе «Вятавтодор» лишился источника, из которого мог бы обеспечивать покрытие текущих расходов. По словам депутата ОЗС Дмитрия Русских, при обороте в 5,3 млрд рублей в 2022 году убыток предприятия составил 70 млн рублей. Несмотря на это, пару месяцев назад АО «Вятавтодор» приобрел элитную иномарку KIA Mohave стоимостью около 8 млн рублей. Видимо, именно об этом авто и говорил Александр Соколов, обращаясь к региональному Заксобранию. Кстати, по правилам, расходы на приобретение автомобилей в компаниях, принадлежащих Кировской области, не могут превышать 2 млн. рублей.

Справедливости ради следует признать, что когда информация о дорогостоящем приобретении АО «Вятавтодор» вышла из «высоких кабинетов» в массы, Соколов потребовал продать элитный внедорожник, а на вырученные деньги купить дорожную технику. «Мы взяли у «Вятавтодора» их «Тойоту», чтобы люди ей пользовались на их же убитых дорогах. Самую «неубиваемую» машину нашли. Сказали им подыскать что-нибудь попроще, а они купили дорогущую машину», - так прокомментировал губернатор информацию о покупке KIA Mohave.

С тех пор прошел уже месяц. Исполнили ли в «Вятавтодоре» распоряжение Александра Соколова нам неизвестно. Также мы не знаем, почему Кировскую область поместили в «зеленую зону» по исполнению нацпроектов. Возможно, что речь идет о текущей ситуации, когда федеральное финансирование выделено и доведено до получателей, аукционы разыграны, а подрядчики приступили к работе. Сейчас сомневаться в том, что в регионе активно осваивают деньги из госбюджета нет. Но ведь цели нацпроектов совсем не в этом. Их более чем конкретно обозначил Президент РФ Владимир Путин еще в 2019 году: «Главная цель национальных проектов - поднять уровень благосостояния наших граждан, обеспечить доступность и качество образования, здравоохранения, поддержать семью, снизить уровень бедности». А вот улучшится ли что-то в жизни кировчан в результате бурной деятельности областных властей, покажет время. А пока статистика говорит о том, что несмотря на прекрасные промежуточные результаты, ездить по кировским дорогам все еще сложно.

Опубликовано admin - вт, 08/08/2023 - 09:37