"Версия": элитный внедорожник "Вятавтодора"

Кировская область заняла предпоследнее место в России по качеству дорог с твердым покрытием. Депутат ОЗС Дмитрий Русских утверждает, что АО «Вятавтодор» несет многомиллионные убытки. Между тем, предприятие приобрело элитный внедорожник за 8 млн рублей.

В российском рейтинге качества дорог Кировская область заняла предпоследнее 84 место. По данным аналитиков «РИА Рейтинг», всего 25 процентов автодорог регионального, межмуниципального и местного значения соответствуют нормативным требованиям. При этом, на каждую 1000 квадратных километров в регионе приходится 115 километров трасс с твердым покрытием. Проще говоря, дорог в области мало и большая часть из них оставляет желать лучшего.

Впрочем, заместитель председателя правительства Кировской области, курирующий и дорожную сферу, Алексей Жердев придерживается иного мнения. По его данным, регион находится на 47 месте в федеральном рейтинге дорожного строительства, а исследование «РИА Рейтинг» субъективно. «Как он составлялся? Была взята общая протяженность дорожной сети региона. В Кировской области это порядка 25 тысяч километров. Больше половины из них – сельские грунтовые дороги, которые не категорируются, не попадают ни в какие рейтинги, но при этом РИА Новости эти дороги учло», - так Жердев прокомментировал итоги «дорожного» рейтинга. Возможно, чиновник не знает, что почти во всех своих исследованиях аналитики «РИА Рейтинг» опираются на данные Росстата. А в это ведомство информация стекается «с мест». То есть, данные о дорогах Кировской области попали в Росстат как раз и из министерства транспорта Кировской области, работу которого курирует сам Алексей Жердев. В таком случае, его позиция не понятна.

Кроме того, эксперты оценивают субъекты РФ по единым критериям. То есть, все без исключения дороги посчитали и оценили не только в Кировской области, но и в других регионах РФ за исключением новых территорий. Впрочем, чтобы судить о качестве дорог в Кировской области не нужны рейтинги. Достаточно знать, что в межсезонье даже в областном центре отменяют автобусы из-за того, что проехать по трассе невозможно.

Несмотря на то, что состояние дорог в регионе оставляет желать лучшего, организация, которая отвечает за их эксплуатацию и на 100 процентов принадлежит региону, - АО «Вятавтодор», который позволяет себе немалые расходы, никак не связанные с основными видами деятельности.

Так, по данным телеграмм-канала «Киров. Земля и Люди», недавно предприятие приобрело элитный внедорожник KIA Mohave стоимостью около 8 млн рублей. Сам собой напрашивается вопрос — откуда деньги? Может быть, финансовые показатели организации позволяют делать такие дорогостоящие покупки? Возможно. Но по словам депутата Заксобрания Кировской области Дмитрия Русских, дела в «Вятавтодоре», мягко говоря, идут неважно. «При обороте в 5,3 млрд рублей в 2022 году убыток предприятия составил 70 млн рублей. В какой-то момент там создалось организованное преступное сообщество», - заявил Русских на одном из еще январских заседаний комитета по промышленности и развитию инфраструктуры ОЗС и потребовал вмешательства главы СК России Александра Бастрыкина.

Кстати, в 2023 году финансовые показатели «Вятавтодора» могут быть еще хуже. Ранее предприятие, получая госконтракты на ремонт, строительство и содержание дорог в регионе, нанимало субподрядные организации под некоторые конкретные задачи. При этом, стоимость контракта с субподрядчиками была на несколько процентов ниже, чем цена госконтракта. На разницу «Вятавтодор» обеспечивал финансирование своих текущих нужд. Но на пресс-конференции, посвященной году у власти в Кировской области, губернатор Александр Соколов заявил, что прежнее руководство госкомпании занималось спекуляцией. Теперь АО «Вятавтодор» возглавляет недавно назначенный губернатором Алексей Вепрев. Как при нем обстоят дела? Не занимается он спекуляцией?

В настоящее время компания работает по-другому. Если судить по договорам субподряда, которые «Вятавтодор» заключил с ООО «ГК «Тигран Великий» и фирмой «АРМДОРСТРОЙ», принадлежащими Атему Варданяну, исполнители получили полную стоимость госконтракта, заключенного генподрядчиком с Дорожным комитетом Кировской области. При этом, «ГК «Тигран Великий» - микропредприятие, а компания «АРМДОРСТРОЙ» в ЕГРЮЛ вообще не числиться.

Стоит отметить, что обе фирмы Варданяна получили субподрядные контракты без каких-либо обременений. В частности, у этих контрактов нет казначейского сопровождения. Кроме того, обе компании были освобождены от оплаты гарантийного взноса. Это означает, что в случае неисполнения обязательств взять с них будет нечего. Как мы уже отмечали, «Армдорстрой» официально вообще не существует, а значит и не платит налоги. Уставный капитал ГК «Тигран Великий» составляет 10 тыс. рублей. Но и за эти невеликие тысячи в случае провала еще придется побиться. С начала 2023 года фирма начала приобретать в лизинг необходимую для ремонта и строительства дорог спецтехнику. В период с января по март микропредприятие приобрело автогрейдер LIUGONG (от 15 млн рублей), 10 самосвалов и тягачей SITRAK (цена одной машины от 11 млн рублей), 2 самосвальных полуприцепа Тонар SH3 -33 (цена одной машины от 4 млн). Общая сумма лизинговых договоров превышает 150 миллионов рублей.

Кстати, нельзя не отметить и то, что губернатор Кировской области Александр Соколов почему-то активно открещивался от личного знакомства с Артемом Варданяном. В интернете без труда можно найти фотографии, где губернатор и преуспевающий дорожник чуть что не обнимаются. Однако на той же пресс-конференции в мае Соколов заявил, что о компаниях «Тигран Великий» и «Армдорстрой» что-то слышал, тем самым дистанцировавшись, видимо, и от их владельца Варданяна.

Также поговаривают, что «Тигран Великий» может получить контракт на ремонт одной из дорог, которые приведут в порядок на средства бюджетного кредита в размере 1,5 млрд рублей. Кстати, «Вятавтодор» тоже называют в числе потенциальных участников «раздела» льготного кредита. Даже если «Тигран» не выиграет на аукционах, он имеет шансы стать субподрядчиком. И вполне может быть, что и в этот раз стоимость контракта для генподрядчика и для нанятого им исполнителя отличаться не будет. Проще говоря, «Вятавтодору» придется искать другой источник финансирования текущих собственных расходов. Как правило, в таких случаях эти самые расходы стараются свести к минимуму. Но в «Вятавтодоре», видимо, придерживаются какой-то иной позиции, коли приобретают автомобили за 8 млн рублей?

Кстати, расходы на приобретение автомобилей в компаниях, принадлежащих Кировской области, не могут превышать 2 млн. рублей. Депутат Заксобрания Сергей Мамаев усомнился в том, что топ-менеджмент «Вятавтодора» расходует деньги по назначению и обратился в региональную прокуратуру с просьбой провести проверку в отношении руководства компании в связи с покупкой дорого элитного автомобиля.

Опубликовано admin - ср, 07/05/2023 - 18:56