“Незыгарь”: губернатором Соколовым при мобилизации допущено большое количество ошибок

Федеральный телеграмм-канала “Незыгарь”, аффилированный с администрацией Президента России опубликовал аналитический доклад “Губернаторский призыв: анализ процессов частичной мобилизации”.

Согласно данному докладу, временный губернатор Кировской области Александр Соколов при проведении мобилизации допускает большое количество ошибок, и входит в проблемную желтую группу губернаторов.

В аналитическом докладе “Незыгаря” представлена попытка типологизации субъектов РФ в зависимости от эффективности выполнения за[1]дач в рамках частичной мобилизации. Все регионы разделены на группы в соответствии с уровнем напряжения и эффективностью управления в ходе проведения частичной мобилизации (красный, жёлтый, зелёный).

Зеленый цвет означает небольшое количество конфликтов и эффективность решения субъектом РФ поставленных задач; желтый — как правило, характеризуется наличием конфликтов и ошибок региональных администраций. К красной зоне отнесены территории, руководители которых допустили достаточно серьезные ошибки, что вылилось в громкие скандалы, а в ряде субъектов федерации и в акции протеста.

Ключевыми акторами регионального политического процесса в условиях частичной мобилизации стали представители губернаторского корпуса и их команды. Именно на них возложена ответственность за ход мобилизации на территориях. В зависимости от совокупности объективных и субъективных факторов главы регионов по-разному используют появившийся у них ресурс.

Согласно аналитическому докладу “Незыгаря”, временный губернатор Кировской области Александр Соколов при проведении мобилизации допускает большое количество ошибок, и входит в проблемную желтую группу губернаторов.

В желтую группу входят регионы с заметными проблемами и значимыми негативными кейсами, которые, однако, не стали фактором дестабилизации региональной системы. Многие из субъектов «жёлтой зоны» предлагали свои меры социально-экономической поддержки как для предпринимателей и членов их семей, так и предприятий, которые могут пострадать в результате мобилизации. Но часто они не имели должного эффекта. Особенно это характерно для мегаполисов. В качестве существенных дестабилизирующих факторов также рассматривались запреты на выезд лиц, подлежащих мобилизации, за пределы региона, поджоги военкоматов и зданий администрации, задержания протестующих против мобилизации.

Проведение частичной мобилизации в субъектах предполагает активизацию людских и материальных ресурсов, которые государство может использовать для мобилизационного развёртывания вооружённых сил, других войск и устойчивого обеспечения нужд фронта СВО.

Понимание того факта, что ответственность за ход мобилизации лежит на представителях губернаторского корпуса и их команд, определяет меры, которые принимаются для повышения эффективности системы управления процессом. Вместе с тем, регионы имеют разный социально-экономический потенциал: соответственно, единых критериев для предлагаемых мер быть не может.

В ряде субъектов федерации, в том числе и в крупных мегаполисах, анонсированы достаточно серьезные шаги, но они, как показывает анализ, не дали ожидаемого эффекта. Это не позволяет унифицировано относиться к критериям оценки работы, проделанной властями в субъектах федерации.

По закрытым замерам социологов общественное недовольство в связи с частичной мобилизацией достаточно высокое. Показательно, что при региональных штабах ОНФ созданы центры ошибочной мобилизации, которые включают в себя горячие линии и мониторинг соцсетей.

В структуре обращений преобладает недовольство по поводу мобилизации граждан старше 35 лет. В социуме широко распространено ошибочное мнение, что лица старше этого возраста и не имеющие статуса офицера запаса, не могут быть мобилизованы. Эта позиция, по оценкам региональных «фронтовиков», занимает примерно 60-70% от общего числа обращений.

Оставшиеся запросы касаются состояния здоровья призывников, а также частных и спорных случаев (например, вопроса о статусе многодетного отца при наличии трех детей).

 Эксперты оценивают пиар-инициативы губернаторов в этих условиях как недостаточно эффективные ввиду, прежде всего, резко выросшего уровня социальной тревоги в социуме. На этом фоне пиар, чаще всего, не может характеризоваться как эффективный. Это ярко видно по деятельности Александра Соколова.

Более правильной оказалась стратегия социально-экономической поддержки мобилизованных и их близких.

Поспешность в выполнении плана в ряде регионов привела к всплеску недовольства, массовой раздаче повесток и мобилизации граждан, которые призыву не подлежат

Публичное признание того, что ответственность за ход мобилизации лежит на представителях губернаторского корпуса, определяет рост информационной активности глав регионов, в том числе тех, кто ранее избегал этой темы.

С учётом того, что на фронт уходят кормильцы семей, многие регионы сфокусировали внимание на принятии мер экономического и социального характера по поддержке близких родственников военнослужащих, выделении им дополнительных выплат. Подобная нагрузка на бюджет доступна только субъектам с устойчивой бюджетной системой и высоким уровнем бюджетных доходов. Кировская область к таким регионам не относится и соответственно будут серьезные финансовые проблемы.

Также важен вопрос о том, на какие отрасли экономики может оказать влияние мобилизация и последующие предполагаемые изменения. Она затрагивает сотни тысяч экономически активных россиян и не может не сказаться на экономике. Преимущественно это влияние негативно, т.к. рушатся экономические цепочки и выбывают ценные специалисты в самых разных отраслях.

Но одновременно эксперты полагают, что может появиться новый спрос на рынке со стороны мобилизованных. Если выплаты довольствия будут производиться на уровне контрактников, которые выше средней зарплаты во многих регионах, то может появиться мотивация на улучшение жилищных условий.

При этом большинство регионов анонсировало меры материальной поддержки мобилизуемых. Зачастую это не только единовременные выплаты, но и регулярная оплата за участие в СВО. Широкая линейка социальных выплат и льгот для мобилизованных и членов их семей была представлена в Башкортостане, Татарстане и некоторых других субъектах.

Однако здесь проявляется и негативный момент: уровень социальной поддержки в регионах не одинаков. Фактически отношение к мобилизованным и членам их семей может серьёзно отличаться от субъекта к субъекту.

Если экономически устойчивые регионы уже презентовали развитую систему мер поддержки, то многие субъекты экономической периферии избегают этого вопроса или ограничиваются анонсированием мер без конкретики. Одновременно правительства регионов принимают меры поддержки предприятий и организаций, в том числе малого и среднего бизнеса, которые могут пострадать из-за оттока кадров в период мобилизации.

Социологи констатируют, что общество находится в состоянии тревожной неопределенности, так как не понимает сколько продлится мобилизация и каких действий можно еще ожидать. Горизонты планирования в социуме резко сократились. Текущие общественные настроения неблагоприятно сказываются на производительности труда и экономике страны.

Многие специалисты в различных отраслях беспокоятся о том, как бы не попасть в мобилизационную волну, а производительность труда снижается. Аналогично обстоит дело и со сферой досуга: посещение торговых центров, ресторанов и массовых спортивных мероприятий снижается, в том числе из-за боязни некоторых граждан получить повестку на улице, в торговом центре или на стадионе. Хотя вероятность такого развития событий характеризуется минимальными значениями, однако фобии на этот счет у части граждан призывного возраста есть.

Проведенные исследования показывают, что определенный сегмент людей готов уйти в подполье и уклоняться от призыва либо выехать за границу. Часть социума, в основном представители т.н. креативного класса и лица со сред[1]ними доходами и выше, нейтрально и даже сочувственно настроены к таким уклонистам и эскапистам. А в сегменте граждан с невысокими доходами, а также среди людей пенсионного возраста преобладают негативные оценки такого поведения граждан призывного возраста. Тем не менее мобилизация не вызвала существенного роста протестной активности.

Еще один пласт проблем связан с доверием источникам информации. Частичная мобилизация резко повысила уровень доверия т.н. сарафанному радио и межличностной коммуникации между гражданами, в том числе и в плане взаимопомощи и поддержки. В нынешних условиях этот параметр получения актуальной информации становится основным.

Одновременно, некоторые решения власти, такие как возможность записаться добровольцем через сайт «Госуслуги», объективно способствуют упорядочиванию и упрощению процедуры проведения мобилизации, выявляя группы людей, готовых отправиться в зону проведения СВО.

Объявление в России частичной мобилизации 21 сентября этого года стало неожиданным для большинства российских граждан, вызвав рост тревожности и даже шоковых состояний. Однако многие эксперты сходятся во мнении, что её проведение было неизбежным. Частичная мобилизация потребовала оперативной перестройки всей системы управления, прежде всего, на региональном уровне, сразу существенно повысив политический статус глав регионов, но и возложив на них дополнительную меру ответственности.

Опубликовано admin - ср, 10/12/2022 - 12:39