Киров ждет “мусорный коллапс”: юридический анализ грядущей катастрофы

Контрольный пакет акций (более 51%) АО “Куприт” принадлежит правительству Кировской области. Генеральным директором АО “Куприт” назначен бывший подчиненный Эдуард Патрушев (сотрудник АО “Сельмаш”) Александра Чурина, который в настоящее время является председателем Правительства области. В статье приведен подробный анализ действиям кировских чиновников под руководством Чурина, которые могут привести к тому, что:

- финансовые и материально-технические проблемы АО “Куприт” будут решены за счет жителей города Кирова?

- последствия “мусорной войны” чиновников с предпринимателями, будут оплачивать горожане?

- почему, ни Правительство Кировской области, ни АО «Куприт» за истекший период не предприняло никаких мер для создания контейнерного парка в целях обеспечения жителей Кирова контейнерами для сбора ТКО?

 

24 апреля 2018 года региональное министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства заключило с акционерным обществом «Куприт» соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области. Предприятие стало единственным участником ранее проведенного конкурсного отбора.

По условиям соглашения в обязанности регионального оператора входит обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО на территории области. Его деятельность регламентирована территориальной схемой обращения с отходами, региональной программой в области обращения с отходами на 2017 – 2027 годы, а также в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и Кировской области.

Между АО «Куприт» и ООО «КДУ-3» заключено соглашение о транспортировке твердых коммунальных отходов. Таким образом, ООО «КДУ-3» является оператором по транспортировке ТКО, а также единственным владельцем (собственником) контейнеров для сбора ТКО на территории города Кирова.

14.10.2020 г. АО «Куприт» (региональный оператор) уведомило главу администрации г. Киров о демонтаже контейнеров с организованных мест (площадок) накопления ТКО.

17.11.2020г. в адрес всех управляющих компаний поступило предложение от ООО «КДУ-3» о выкупе контейнеров для сбора и хранения ТКО,  в связи с их демонтажем.

07.12.2020г.  в адрес управляющих компаний из администрации города Кирова поступила информация о необходимости приобретения контейнеров для сбора ТКО.

Жилой фонд г. Кирова  составляет более 3830 домов, общей площадью более 10278585.00 м2, в которых зарегистрировано около 400 000 человек.

Таким образом, исходя из изложенного выше 01.01.2021г.  собственники помещений многоквартирных жилых домов г. Кирова  будут лишены возможности получать качественную коммунальную услугу - вывоз ТКО,  в связи с отсутствием мусорных контейнеров в организованных местах (площадках) накопления ТКО. Места накопления ТКО, придомовая территория МКД будет завалена мусором,  образуются мусорные свалки.

Ч. 1 № 89-ФЗ дает четкое определение региональному оператору - региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых  коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) отходы являются объектом права собственности, которое определяется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительство РФ  от 12 ноября 2016 года N 1156 Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641 ч. 4 гласит, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч. 1 ст. 24.7 1. Закона № 89-ФЗ, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Многие  собственники помещений  МКД заключили договоры с АО «Куприт» (региональный оператор) и оплачивают денежные средства за предоставляемую коммунальную услугу непосредственно по квитанциям, выставляемым АО «Куприт».

Согласно п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (в ред. от 15.12.2018), контейнерная площадка представляет собой место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

В соответствии с п. 13(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (в ред. от 15.12.2018), именно региональный оператор, а не кто-либо иной ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.

Согласно п. 90 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 (в ред. от 15.12.2018), необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов. Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

В связи с принятием соответствующих изменений в законодательство о ТКО с января 2019г. исключена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) из состава платы за содержания жилого помещения в многоквартирном доме при переходе субъекта РФ на новую систему обращения с ТКО. Таким образом, ни в 2019г. ни в 2020г., в тариф на содержание общего имущества МКД собственниками помещений многоквартирного жилого дома не заложены расходы на приобретение контейнеров для сбора ТКО.

Обеспечение контейнерного парка МКД осуществлялось посредством заключения соответствующих договоров с ООО «КДУ-3» на аренду контейнеров. Напомню, что ООО «КДУ-3» демонтирует контейнеры с мест накопления с 01.01.2021г.

АО «Куприт» за истекший период не предприняло никаких мер для создания контейнерного парка в целях обеспечения жителей г. Кирова контейнерами для сбора ТКО.

2 декабря 2020 г. регоператор разместил на сайте закупок два лота на поставку мусорных баков. В одном речь идет о поставке 1500 передвижных пластиковых контейнеров с крышкой для сбора ТКО объемом 1,1 м3 зеленого цвета. Цена договора - 16 млн 308 тысяч рублей. Предполагается, что стоимость одного контейнера составит 10,8 тыс рублей.

Другой лот — на поставку металлических контейнеров с крышкой для ТБО в количестве 1304 штуки. Цена вопроса — 13 млн 926 тысяч рублей. Согласно документам закупки, регоператор исходил из того, что цена за единицу 10,6 тысяч рублей. Контейнеры должны быть зеленого цвета, объемом 0,7-0,75 м3.

Подать заявки нужно до 10 декабря. Запрос котировок уже проводился в конце ноября, однако не поступило ни одной заявки. А ведь речь идет о том, что 1.01.2021г. «исчезнут» все контейнеры для сбора ТКО  в местах накопления в г. Кирове. Решить вопрос о приобретении контейнеров до 01.01.2021 г. путем проведения общих собраний собственников помещений многоквартирного жилого дома по решению вопроса о дополнительных расходах на приобретение контейнеров для ТКО – невозможно. Это связано с объективными причинами:

-в связи с необходимостью соблюдения регламента для проведения общих собраний собственников МКД в рамках Жилищного Кодекса РФ, а при принятии положительного решения - необходимо время для сбора необходимых денежных средств приобрести контейнеры за такое короткое время силами управляющей компании также не возможно,

- в связи с отсутствием  принятого собственниками МКД решения о расходовании денежных средств на приобретение контейнеров, самостоятельно принять решение о расходовании денежных средств управляющая компания не вправе, поскольку нецелевое расходование средств МКД преследуется по закону, вплоть до уголовной ответственности руководителя.

- кроме того, в настоящее время в Кировской области, в связи с пандемией, введен запрет на все массовые мероприятия.

В сложившейся критической ситуации пострадают, прежде всего, жители многоквартирных жилых домов, которые в последующие  нерабочие праздничные дни столкнутся с ситуацией, когда будут завалены площадки накопления ТКО, что приведет к антисанитарии, увеличению количества грызунов, возникновению инфекций.

Фактически действия регионального оператора приведут к мусорному коллапсу на территории г. Кирова, и частично на территории Кировской области. До настоящего времени решением данного вопроса профильное министерство Кировской области не занимается. Региональный оператор договор с управляющей компанией на аренду мусорных контейнеров не заключает (видимо, в связи с их отсутствием). Администрация города Кирова в письменной форме «убедительно» советует рассмотреть вопрос о приобретении контейнеров, или их аренды у лиц, оказывающих соответствующие услуги.

Таким образом, за 20 дней до 01.01.2021г. управляющие компании поставлены в безвыходное положение, которое в будущем приведет к многочисленным штрафам за «ненадлежащее управление МКД».

Депутаты фракции КПРФ в Государственной Думе на основании данного юридического анализа, направили официальные запросы в Генеральную прокуратуру и администрацию Президента России с требованием принять меры для недопущения нарушения прав собственников помещений в многоквартирных жилых домах в сфере жилищного законодательства, а именно прав граждан на получение качественной коммунальной услуги. А также провести проверку на предмет коррупционной составляющей со стороны АО “Куприт” и аффилированных с предприятием высокопоставленных чиновников из Правительства Кировской области.

Опубликовано admin - вс, 12/13/2020 - 01:52