'Метагазета': если частные компании разорятся, система неотложки будет парализована, опасается Сергей Мамаев, написав тревожное письмо в Минздрав России

До 50% больниц скорой помощи в России возят пациентов не на государственных машинах, а на арендованных у частников. Если частные компании разорятся, система неотложки будет парализована, справедливо опасается советник Геннадия Зюганова и руководитель фракции КПРФ в Заксобрании Сергей Мамаев, отправивший депутатский запрос в Минздрав России - написали журналисты федерального издания 'Метагазета'.

Руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании Кировской области Сергей Мамаев обратился в Минздрав с официальным запросом (копия есть у «Метагазеты»). Его беспокоит, что медицинские учреждения массово стали нанимать для перевозки бригад скорой помощи сторонние компании, а не обновлять собственные автопарки. Сумма всех подобных контрактов уже достигла 40 млрд рублей. По разным оценкам, в медучреждениях России на аутсорсинг отдано 20-30% транспортных услуг, а в некоторых регионах — больше 50%.

Сергей Мамаев опасается: случись что с аутсорсерами — работа скорой помощи в регионах остановится, потому что своих автомобилей у медучреждений не хватит для обслуживания пациентов.

Такие контракты заключили компании:

ООО «Эффективная система здравоохранения» Данилы Барышникова — сына замгендиректора ПАО «Газпром нефть» Владислава Барышникова (проект «Новая скорая и неотложная помощь», действует в 10 регионах, проект курируют структура госкорпорации «Ростех» — ООО «РТ-скорая помощь» и АНО «Агентство инвестиций в социальную сферу»);

ООО «Феникс-менеджмент» Евгения и Михаила Фридманов (проект «Новая скорая помощь» действует в пяти регионах);

ГУП «Автокомбинат «Мосавтосантранс» (Москва);

ООО «Волгоградская неотложка» Владимира Веремеева (Волгоград);

ООО «Автодом» Дмитрия Кондратьева (Ульяновск);

в Петербурге: ООО «Лекарь», ООО «Медтранс», ООО «Росмедавто», ООО «Амбуланс» (принадлежат Борису Цапаеву); ООО «Транс-мед-авто» (принадлежит Владимиру Иванову и Андрею Григорьеву).

Перевозчики не платят НДС.

Компании предоставляют службам скорой помощи автомобили с водителями, а в налоговых документах пишут, что оказывают медицинские услуги — и в итоге не платят НДС. Только «Мосавтосантранс» — единственное госпредприятие из перечисленных — добросовестно платит НДС 20%. Мамаев не указывает, какова доля этого ГУП в общей сумме контрактов, но «Метагазета» писала, что компания заключила со столичными властями два контракта на 10,25 млрд рублей на 2019-2021 годы. То есть остальные перевозчики недоплачивают в казну налоги примерно с 30 млрд рублей госконтрактов — это около 6 млрд рублей налогов.

Минпромторг вызывает неотложку. Миллиарды по скорой. Но это не самое страшное. Депутата-коммуниста беспокоит, что больницы не поддерживают в порядке собственные автопарки, рассчитывая на аутсорсинг. «Система социальной безопасности» попала в зависимость от «экономической стабильности коммерческих операторов», пишет Мамаев. А эта стабильность может в любой момент пошатнуться.

Например, «Метагазета» выяснила, что у ООО «Эффективная система здравоохранения» (ЭСЗ, имеет около 5,6 млрд рублей заключенных госконтрактов с медучреждениями) большая часть автопарка (521 автомобиль) находится в залогах по банковским кредитам. Деньги получены, в частности, у ПАО «Восточный экспресс банк», ключевой акционер которого Майкл Калви арестован по уголовному делу о хищениях в банке. 

А у компании «Феникс-менеджмент» (пакет госконтрактов 1,8 млрд рублей) заблокирован банковский счет. В 2017 году компания получила банкротный иск от ООО «ГазлюксПермь» на 1,1 млн рублей, в 2018-м суд прекратил производство по делу. Заблокирован счет и у «Росмедавто» (209 млн рублей госконтрактов; у всех вышеперечисленных компаний Бориса Цапаева — 1,2 млрд рублей).

С чем связаны блокировки счетов, имеющиеся у «Метагазеты» документы не уточняют. Федеральная налоговая службы выиграла минимум один суд о взыскании неуплаченного НДС с «Феникс-менеджмент» — «Метагазета» писала об этом. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.01.2019 обязало компанию уплатить в бюджет Ульяновска, где «Феникс» выполнял контракты по скорой, НДС и штрафы в общей сложности на 4,5 млн рублей. Верховный суд РФ 23.05.2019 отказал «Фениксу», который попытался обжаловать это решение. Другие подрядчики скорой помощи пока не получали исков от налоговой. 

Лицензии не нужны В регионах, которые имеют опыт работы с компаниями-аутсорсерами на скорой, «Метагазете» сообщили, что благодаря этим подрядчикам местные власти сократили закупки машин для неотложки. Например, в Ленинградской области сообщили, что медучреждениям региона требуется обновить 31% автопарка (70 машин). Но благодаря нескольким контрактам с ЭСЗ Данилы Барышникова Ленобласть в 2018 году закупила только пять автомобилей для скорой помощи, остальные машины предоставил подрядчик, сообщили в пресс-службе областного правительства. В Архангельской области, где также работает ЭСЗ, сообщили, что подрядчик помог сократить долю изношенных автомобилей в системе скорой помощи с 72,8% до 50% (в 2013-2017 годах).

Сергей Мамаев попросил Минздрав разъяснить, имеют ли право государственные медицинские учреждения заключать подобные контракты с частными компаниями, не имеющими лицензий на меддеятельность, и должны ли перевозчики платить НДС. 

Минздрав ответил советнику Геннадия Зюганова, что упомянутые им подрядчики обязаны платить налог на добавленную стоимость 20%, но медицинские лицензии на перевозку врачей и пациентов им не требуются. А опасения Мамаева насчет дефицита автомобилей у неотложки Минздрав оставил без внимания. МГ не раз просила Минздрав разъяснить, как министерство относится к аутсорсингу транспортных услуг на скорой помощи, известно ли чиновникам о налоговых проблемах подрядчиков. Но ведомство игнорирует запросы издания. «Феникс-менеджмент» и ЭСЗ — крупнейшие частные игроки рынка аутсорсинга в скорой помощи — тоже не комментируют вопросы журналистов. 

Опубликовано admin - вт, 08/13/2019 - 12:09