Как «халявщиков» хотят «облагодетельствовать»

Сегодня о поборах на капремонт не говорит только ленивый. Каждый находит свои доводы, объясняя сложившуюся ситуацию. Меня побудили взяться за перо августовские публикации в «Российской газете». Например, в обширном интервью заместителя министра строительства и ЖКХ России А.В. Чибиса изложены его (?) позиции, с которыми никак нельзя согласиться.

На вопрос корреспондента: «Почему нельзя было, как раньше, продолжать ремонтировать дома за счёт государства?» он  заявил, что «в бюджете просто не хватит средств, чтобы вывести сразу все российские дома из того состояния, в котором они оказались… А за своей собственностью должны следить хозяева, что подтверждает вековая практика крупных европейских государств… 80 процентов (городских собственников) получили когда-то жильё бесплатно в порядке приватизации, а теперь отказываются его содержать за свой счёт».

Во-первых, в самом  вопросе уже содержится ошибка: никогда многоквартирные дома не ремонтировали только за счёт государства. Да, были попытки софинансирования, но они не дали того эффекта, на который рассчитывали. В 2005-2007 годах началась конкуренция: кто из жильцов дома больше собирал, тот и получал поддержку из Фонда содействия и реформирования ЖКХ.  Тогда с 5 до 70 % вырастали вложения собственников в капремонт. В конечном итоге от этой идеи отказались.

Во-вторых, замминистра скромно умалчивает, почему же вдруг (?!) российские дома оказались в таком плохом состоянии. А кто его допустил? Фактически это следствие серьёзного упущения госвласти. Десятилетиями регионам приходилось самим плавать в пучине проблем, затыкать дыры, чем придётся, не имея правовой базы на уровне Российской Федерации. Когда Кировская городская Дума в 2002 году приняла решение ввести в квитанции графу «Капитальный ремонт» и утвердила  тариф где-то в размере 1 рубля с квадратного метра (и сбор этих средств вели от полугода до года), протест вынесла областная прокуратура: нельзя этого делать, так как подобное не прописано в Жилищном кодексе РФ.

В-третьих, замминистра, говоря о 80 процентах горожан, получивших жильё бесплатно в собственность, почему-то напрочь забывает о том, что до момента приватизации (по федеральному закону № 1541-1 от  04.07.1991) в доме должны были произвести те виды капремонта, в котором этот дом нуждался. Ау-у!!! Где вы, счастливчики, перед которыми это обязательство было выполнено? Я таких ни разу не встретила, общаясь с жильцами сотен домов. Поэтому цинично сравнивать жильцов (кстати, заработавших, а не получивших бесплатно в советские время жильё) с халявщиками, желающими теперь за счёт государства отремонтировать свои многоквартирные дома. А такие заявления беспрерывно звучат со всех трибун из уст, увы, депутатов и членов Совета Федерации: мы, дескать, купили себе квартиры, построили коттеджи, но никого же не просим нам помогать! И не желают осознавать, что путают белое с чёрным.

В-четвёртых, в интервью, где речь идёт о капремонте, замминистра пытается оправдаться: «…хочу сразу ответить тем, кто обвиняет нас в том, что в это трудное время мы просто сбросили с себя все финансовые обязательства по ремонту, переложив их на жильцов. Это не так: финансирование из бюджетов продолжается, деньгами из казны по-прежнему оплачивается около 30 процентов всех работ». Давайте посчитаем. В Кировской области ежегодно на капремонт планируется собирать по 1,3 млрд рублей. Значит около 400 млн рублей должны нам дать из бюджета. Вот только замминистра не уточняет, из какого: федерального, регионального или муниципального. Я знаю только о 28,2 млн рублей, которые область выделила на содержание регионального оператораи распечатку квитанций, и о 47 млн, которые поступили из Фонда содействия и реформирования ЖКХ на капремонт домов, запланированных ещё в прошлом году. Даже первоклассник сосчитает, что 28,2 и 47 равны 75,2 млн рублей, но никак не 400. Да, из того же Фонда область получает деньги на переселение граждан из аварийного жилья - 475 млн рублей в 2015 году. Но замминистра РФ ведёт речь о ремонте. Так что 30 процентов никак не получаются.

В подтверждение своих слов хочу привести выдержку из ответа Министерства строительства и ЖКХ РФ за подписью директора департамента ЖКХ О.Н. Демченко. На обращение депутатов Заксобрания Кировской области увеличить господдержку при проведении капремонта  в многоквартирных домах он сообщает, что наблюдательный совет Фонда содействия реформирования ЖКХ 22.06.2015 принял решение о направлении 1 млрд рублей на капремонт. А перед этим пояснил, что при внесении изменений в федеральный бюджет из него  исключены 4 млрд рублей на финансовую поддержку субъектов РФ за счёт средств Фонда на капремонт в 2015 году.

Есть ещё одна уловка у этого же министерства. Государственные субсидии на капремонт могут быть предоставлены при условии софинансирования. Но сегодня очень немногие муниципалитеты могут себе такое позволить, ведь денег у них не хватает даже на зарплату бюджетникам.

В-пятых, несколько сомнительной кажется очередная инициатива министерства. На базе Корпорации малого и среднего предпринимательства планируется разработать механизм выдачи управляющим компаниям льготных кредитов на проведение капремонтов. Замминистра говорит о «щадящих» 12-13 процентах кредитования и называет это «практически бесплатным кредитом». Вот только не учитывает, а готовы ли граждане к такому «облагодетельствованию»?

В-шестых, как утверждает замминистра, через 5 лет у половины домов будут свои спецсчета (сейчас  таких 13 процентов). Могу только приветствовать жильцов тех домов, где найдутся такие активисты и возьмут на себя и контроль сбора средств, и работу с должниками, и массу других вопросов. Но почему открытие спецсчетов А.В. Чибис тесно связывает с кредитованием? Хотя есть не популярный, но более приемлемый способ даже при отсутствии спецсчёта. Возникла у дома критическая ситуация, например, с заменой бойлера и инженерных сетей. На общем собрании жильцы принимают решение скинуться и найти фирму, которая выполнит им эту работу с оплатой в рассрочку. А после завершения всех работ и окончательного расчёта можно будет получить взаимозачёт у регионального оператора, то есть освобождение от уплаты тарифов на капремонт на ту сумму, которая была затрачена (это может быть год, полтора, а то и все два). И в этом случае жильцам не придётся оплачивать кредит и проценты по нему.

Когда ко мне обращаются с вопросом: «Так платить или не платить за капремонт?», я предлагаю каждому самостоятельно принимать решение. Но сегодня власть успешно подстраховалась, приняв соответствующие законы, вынуждающие собственников жилья вносить платежи на ремонт многоквартирных домов. Например, упрощён порядок вынесения судебных решений по должникам в сфере ЖКХ, в том числе и за капремонт: присутствие ответчика теперь не стало обязательным, а для судебных приставов проще всего будет взыскать долги и пени с пенсионеров и бюджетников, которым денежные средства поступают через официальные каналы.

И получается, что нам надеяться не на кого, кроме как на самих себя. И так будет пока мы не научимся голосовать за тех, кто принимает решения в интересах большинства людей, а не за тех, кто навязчиво раздаёт подарки, особенно в предвыборную пору, и затем, получив мандат, лишает десятки и сотни тысяч людей прав на достойные условия жизни.

Марина Созонтова, член бюро Кировского обкома КПРФ,

заметитель председателя Закондательного Собрания Кировской области.

Опубликовано admin - пт, 09/11/2015 - 11:26