ГОРЬКАЯ СУДЬБА «ВЯТСКОГО» ПЧЕЛОВОДСТВА

Год назад по инициативе фракции КПРФ депутатами Законодательного Собрания Кировской области был принят областной закон «О пчеловодстве». Сопротивление было сильное. Лидеры единороссов и чиновники областного правительство настаивали на том, что закон нам не нужен. Но потом всё-таки они сдались, и закон, в конце - концов, приняли. После начались странности – кировские чиновники фактически стали саботировать продвижение норм закона в жизнь. На словах они все «за», а на деле получалось по-иному.

Ранее пчеловодство в Кировской области очень ценилось. До революции бренд «вятский мёд» знали и любили по всей Российской империи. По легенде, северный вятский мёд даже закупали ко двору японского императора. Сейчас Кировская область находится на 8 месте по объемам производства товарного мёда, что в три раза меньше, чем у российского лидера по производству мёда - Башкирии. Хотя потенциал увеличения производства вятского мёда огромный. При всём этом наш северный мёд качественно лучше и полезнее южных сортов. В царское время в Вятской губернии к пчеловодству относились весьма внимательно и всячески поощряли его среди крестьян. Даже назначался главный пчеловод губернии, а к нему пчеловод-инспектор, которые полностью содержались за казенный счёт. Они отвечали за обучение пчеловодов наиболее эффективным приёмам этого промысла. Регулярно собирался губернский съезд пчеловодов для обсуждения насущных проблем вятского пчеловодческого промысла.
Советская власть тоже не забывала о пасечниках и пчеловодстве. Например, в самые трудные времена один из ленинских декретов так и назывался: «Об охране пчеловодства».

Кто в теме, тот понимает, что польза от пчёл огромная и не только от лекарственных свойств пчёлопродуктов, но и от пчёлоопыления. Ученые посчитали, что земля, где нет пчёл, теряет урожайность в три раза. Но в последние годы над пчеловодством возникла серьёзная угроза. Из-за применения пестицидов и других неблагоприятных экологических факторов, мировая популяция пчёл за последние 10 лет сократилась на 40%. Если тенденция продолжится, то к 2035 году пчела станет вымирающим видом.

Многие потребители не замечают проблемы, но она очень серьёзная. Виной тому экономические противоречия аграриев – производителей сельхоз продукции и пасечников - производителей пчелопродуктов. Использование сельхозпроизводителями пестицидов с нарушениями регламентов приводит к плачевным результатам – пасечники часто теряют до третьей части пчелиных семей на пасеке, а иногда гибнут все семьи полностью. В Древней Руси по законам, изложенным в «Русской Правде», вопрос решали круто - за порчу борти у смерда (крестьянина-единоличника), то есть гибель пчелосемьи, полагалось выплата штрафа в сумме равной цене 50 овец или двух боевых коней со снаряжением. За порчу боярской или княжеской борти сумма штрафа значительно возрастала.

Нынешний закон тоже строг – компания-нарушитель закона может получить штраф до 120 тысяч рублей, а лицо, ответственное за причиненный ущерб до 2-х лет лишения свободы. Также потерпевший должен будет получить возмещение ущерба в полном объёме. Только если докажет, что имущественные потери, то есть гибель пчелиных семей, произошла по вине именно этого нарушителя. Нарушители тоже хитрят: заявляют один препарат, а фактически обрабатывают другим пестицидом. Могло бы помочь взятие проб погибших пчёл и обработанных растений, но кто должен брать эти пробы на экспертизу, чтобы судом они могли быть признаны настоящими – до конца не понятно. С другой стороны, пчеловоды не могут провести качественные анализы взятых проб. На проведение самостоятельной экспертизы проб надо ехать аж в Нижний Новгород. Да и взятие проб тоже пока не регламентировано. Пользуясь лазейками в законе, крупные агропроизводители зачастую на судах оказываются в выигрыше. В итоге возникает самая крупная проблема – пчеловоды тотально не доверяют сельхозпроизводителям, а власти априори заинтересованы защищать именно их интересы, а не пчеловодов, так как они обычно являются крупными налогоплательщиками.

На прошлой конференции областных пчеловодов кировские пасечники били во все колокола – обострение проблем взаимоотношений аграриев и пчеловодов на местах дошли до точки кипения. Пчелосемьи продолжают гибнуть, а аграрии продолжают нарушать регламенты и требования закона.

Из-за нарушения связей с западными экспортерами в связи со спецоперацией производство рапса и, соответственно, его посевные площади в регионе значительно сократились, поэтому проблема сильно не усугубилась, но и полностью не разрешилась. Энергетический кризис в Западной Европе пока только усиливается, но в случае завершения спецоперации на Украине, откроется необъятный рынок рапсового сырья для биотоплива. Также китайцы увеличивают закупки рапса в России. Хозяева земельных угодий не остановятся перед возможностью получить хорошие прибыли, значит будут экономить и вновь пойдут массовые потравы пчёл. Из-за слабой агрономической службы сельхозпроизводителям зачастую приходится проводить обработки пестицидами по цветущему рапсу. Второпях нарушаются сроки оповещения или из-за угрозы потерять значительную часть урожая ускоряют проведение самих обработок, а при нарушении регламентов применения ядохимикатов, вновь будет происходить массовая гибель пчёл. В условиях взаимного недоверия пчеловодов и сельхозпроизводителей это крайне опасно для пчеловодческой общности.

Вроде, сложился порочный круг, но при желании выход всегда можно найти. Необходимо взаимное уважение, но «сильный слабого не разумеет». Пчеловоды мало организованы, их права почти не защищаются. Суды с сельхозпроизводителями они чаще всего проигрывают. В таких условиях нерадивому агропроизводителю проще потратиться на юриста, чем пойти на дополнительные затраты. Кстати, можно это сделать весьма недорого. Особенно, если соблюдать регламенты применения ядохимикатов и применять щадящие препараты. Пора агрономам научиться использовать репелленты, отпугивающие пчёл от обработанных инсектицидами посевов рапса, где в основном они и применяются против цветоедов, совок, молей и прочих вредителей. Кстати, ученые подсчитали, что специальное использование пчёл в качестве дополнительных опылителей на рапсе, увеличит его урожайность на 40%. При соответствующей агрослужбе это даст больше дохода, чем применение пестицидов.

Недавний случай произошёл в поселке Соколовка Зуевского района. Местный хозяин агропредприятия решил провести очередную обработку посевов рапса, но пчеловоды возмутились. Они уже пострадали от прежних обработок, поэтому обратились в обком КПРФ за помощью. Приехала представительная комиссия из областного центра. Но хозяин продолжал вести себя как «барчук», гнул свою линию, поэтому пчеловоды поселка демонстративно покинули встречу. Власть должна научиться помогать слабым, нуждающимся в защите, и быть, прежде всего, на стороне справедливости. Но даже в споре на стороне пасечников была только председатель областного общества пчеловодов.

Ещё пример. В регионе впервые должно быть организовано празднование Дня пчеловода как утвержденного законом регионального государственного праздника. Но не случилось. Всё празднование, то есть его организацию и финансирование, фактически переложили на самих пчеловодов. В этом году по прогнозам медосбор будет не очень большим. Надо бы поддержать пчеловодов в их нелёгком труде, но в областном бюджете ни копейки не заложили на такое мероприятие. Организация полностью легла на плечи областного общества пчеловодов «Вятка» и заинтересованной общественности. Это не государственный подход.

Настоящий подход к делу требует изменения региональной политики по пчеловодству. Надо создать целый отдел в министерстве сельского хозяйства, пойти дальше - назначить главного пчеловода с чрезвычайными полномочиями, как у омбудсмена. Пчеловодам сейчас нужна поддержка, а куда обращаться? Чиновники кивают на сельхозпроизводителей, а они на и в ус не дуют. Конечно, не все, а только наиболее продвинутые понимают, что пасечники приносят и принесут им больше пользы в дальнейшем, чем они им, потратив дополнительные средства на безопасность пчёл. Наиболее благоприятная ситуация, которая может служить всем образцовым примером - это взаимоотношения пасечников и аграриев в Кумёнском районе. Но это только начало. Вятский мёд должен стать примером качества и надёжности продукта. Для этого разработан концептуальный проект – фестиваль с рабочим названием «Вятский мёдовед» - по обучению жителей области «мёдоведению», чтобы научить каждого желающего свободно разбираться в качестве и сортах мёда. За последнее время ловкачи недурно научились делать фальсификат. Вреда от него нет, но и пользы тоже, а цену на рынке они умело сбивают. Хороший пчеловод лучше мёд попридержит, чем будет продавать ниже себестоимости.

Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов тоже считает, что пчеловодство очень важно для нашей страны и для человечества в целом. Он сам страстный пчеловод и имеет собственную пасеку. Также выпустил ряд книг о пользе пчеловодства, а недавно даже презентовал книгу для детей «Энциклопедия юного пчеловода», так как считает, что с малых лет детей надо приучать к пчеловодству.

Сегодня пчеловодство превращается больше в форму досуга, чем промысла. По статистике промысловым пчеловодством в основном занимаются дети бывших пчеловодов, но в условиях высокого риска, когда возможно потерять от потрав большую часть пчелосемей, желающих становится всё меньше и меньше. Только от государственного подхода к проблеме можно возродить вятское пчеловодство. Будем надеяться, что к следующему году ситуация в корне изменится и проблемы кировских пчеловодов будут успешно решены. И наш мёд вновь будет цениться по всей России.

Опубликовано admin - пт, 07/26/2024 - 09:20