"Версия": обречённые на сотрудничество...
Правительство Кировской области и компания «Монолит» договорились о продолжении строительства трех школ в областном центре. Но прекратилось ли противостояние застройщика и региональных властей?
Пожалуй, одной из самых обсуждаемых тем последних дней в Кировской области стала новость о том, что региональные власти и компания «Монолит» заключили соглашение о продолжении строительства школ в Зубаревском лесу, в микрорайоне Долгушино и на проспекте Строителей в Кирове. Разговоры о том, что застройщику и правительству области удалось договорится, пошли около недели назад. В понедельник, 4 сентября, на еженедельной планерке у губернатора Александра Соколова эту информацию официально подтвердил вице-губернатор Андрей Лучинин. По его словам, инициатива о продолжении работ на всех трех объектах исходила от представителей «Монолита». Вопрос прорабатывался в течение нескольких дней. «Мы встретились с руководством компании, посмотрели наличие ресурсов для продолжения работы на стройках, обговорили возможные детали дополнительных соглашений... 31 августа прошла встреча с руководителем группы компаний «Сельмаш» Александром Анатольевичем Чуриным. Во встрече принял участие и Главный федеральный инспектор по Кировской области Григорий Яковлевич Житенев. Мы еще раз проговорили детали соглашений, сроки, графики возведения объектов в случае возвращения компании «Монолит» к строительству... Нам важно, чтобы 1 сентября 2024 года школы были готовы и приняли детей», - пояснил Лучинин. В результате, было принято решение о том, что школу в Зубаревском лесу достроят к 1 марта 2024 года. Два других объекта должны быть готовы не позднее 1 июля 2024 года.
Стоит отметить, что к сказанному Андреем Лучининым на правительственной планерке возникло сразу несколько вопросов. В первую очередь, хотелось бы, чтобы вице-губернатор все-таки пояснил, что такое ГК «Сельмаш» и какое отношение он имеет к «Монолиту» и строящимся школам? Как мы ни старались, обнаружить организацию с таким названием ни в Кировской области, ни в любом другом регионе России нам не удалось. Компания с таким названием в ЕГРЮЛ не числится, а следовательно, юридически и не существует. В то же время, в реестре без труда можно обнаружить данные о АО «Завод «Сельмаш», генеральным директором которого является Александр Чурин. Возможно, докладывая о заключенном соглашении высокопоставленный чиновник просто ошибся? Но имеет ли право на такие ошибки второе лицо Кировской области? Оговорки такого плана можно попытаться простить губернатору Кировской области Александру Соколову - все-таки он человек приезжий и всех тонкостей теоретически может и не знать до сих пор. Но Андрей Лучинин — коренной кировчанин, чиновник с большим стажем и знать такие нюансы попросту обязан.
Между тем, информация о том, что областное правительство и компания «Монолит» все-таки смогли придти к общему знаменателю в информационном пространстве региона вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Эту новость наперебой комментируют и местные телеграмм-аналитики, и депутаты Заксобрания, и бизнесмены, и просто общественные активисты. В частности лидер фракции «Справедливая Россия» в ОЗС Дмитрий Русских вполне обоснованно упрекнул руководство региона в скандале, который разгорелся вокруг строительства школ и компании «Монолит». «Эмоции у всех утихли, пришли к компромиссу. Но все это выглядит странно. Зачем было так шуметь и расторгать контракты, если не было уверенности, что работу возьмет кто-то другой? В моем понимании, это проигрыш со стороны правительства, потому что они хотели так, а получилось ровно наоборот. Это репутационный риск. Есть поговорка: семь раз отмерь, один отрежь. А здесь сколько отмеряли, столько и отрезали», - цитирует Русских портал «Региональные комментарии».
Отметим, что вообще-то подобные высказывания для Дмитрия Русских не характерны. К действующим властям Кировской области он, судя по всему, настроен более чем лояльно. Но нельзя не признать, что в данном случае он, видимо, прав.
Напомним, школы в Зубаревском лесу, в Долгушино и на проспекте Строителей в Кирове строят в рамках реализации нацпроекта «Демография». «Монолит» приступил к работам на всех трех объектах в 2021 году. Предполагалось, что они будут сданы в эксплуатацию в конце 2022 года. Однако позже сроки строительства продлили примерно на шесть месяцев. До недавнего времени серьезных претензий к «Монолиту» ни городские, ни областные власти не выдвигали. В ноябре прошлого года заместитель председателя правительства Алексей Жердев, побывав на стройплощадках, констатировал, что работа идет и обещал застройщику всяческое содействие: «Вижу, что строительство ведется. Возникающие проблемы мы готовы помогать решать, приглашая к диалогу всех участников, в том числе представителей ресурсных организаций».
Но спустя пару месяцев позиция властей внезапно изменилась. На объекты зачастили депутаты различных уровней, которые начали говорить об отставании от сроков. При этом, прокуратура области, которая следит за реализаций нацпроектов, повышенного внимания на «Монолит», вроде бы, не обращала и о нарушениях не сообщала.
В острую фазу конфликт перешел в июле текущего года, когда на пленарном заседании Законодательного Собрания представитель депутат от «Единой России» Роман Титов назвал «Монолит» наследием прошлого и предложил «вырезать» компанию, как раковую опухоль. Спич Титова привел к тому, что представители застройщика обратились с открытым письмом к губернатору Кировской области Александру Соколову и попросили его «подняться над схваткой» и пригласили на стройплощадку. Скорее всего, подрядчик рассчитывал на то, что губернатор абстрагируется от личных эмоций и амбиций и сможет оценить сложившуюся ситуацию объективно. Ее суть в том, что отставание от графика при строительстве всех трех школ действительно имеется. Но к срыву сроков, по большому счету, «Монолит» не имеет отношения. Возведение объектов затянулось по вине заказчика. Позже это подтвердили сотрудники центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы и их коллеги из кировского областного управления УФАС, отказавшись вносить «Монолит» в реестр недобросовестных подрядчиков. В частности, в федеральном ведовстве отметили, что застройщик сделал все от него зависящее, чтобы исполнить контракт. По мнению антимонопольщиков, большая часть вины в произошедшем лежит на администрации Кирова. «На основании представленных документов, Комиссия пришла к выводу, что Подрядчиком принимались меры, направленные на надлежащее исполнение условий Контракта, в связи с чем информация о Подрядчике не подлежит включению в Реестр», - пояснили причины принятого решения в пресс-службе регионального УФАС.
Но вернемся к встрече Александра Соколова и руководства компании «Монолит». Конструктивного диалога у застройщика и властей тогда не получилось. По словам юриста организации Яна Чеботарева, чиновники просто не слушали доводов строителей. В итоге, Соколов выдвинул застройщику ультиматум — или «Монолит» принимает заведомо невыполнимые условия, или контракты расторгаются в автоматическом режиме (странная была выбрана формулировка - ред.). По словам губернатора, сроки реализации нацпроекта зафиксированы на федеральном уровне и менять их местные чиновники не имеют права.
Возможно, Александру Соколову стоило бы оглядеться вокруг и изучить опыт соседей по ПФО? Например, практику его коллеги - главы Чувашии Олега Николаева. В этой республике хватает скандально-затянувшихся строек. Один из самых известных долгостроев региона — школа в одном из микрорайонов Чебоксар. Ее строят в рамках реализации одного из нацпроектов с 2020 года и все никак не построят. При этом, власти Чувашии находят возможность продлевать сроки выполнения работ. И о громких скандалах между чиновниками и подрядчиками там не слышно. Все возникающие проблемы решаются с помощью действующих в России законов. Нельзя сказать, что строительство идет без проблем, но оно хотя бы идет. Впрочем, возможно, для Кировской области на федеральном уровне прописали какие-то свои особые требования? Вроде бы, нет. Может быть, дело в желании местных властей перевести проблему из социальной плоскости в политическую?
Если наше предположение верно, то нельзя не признать, что вот это у них как раз прекрасно получилось. На прошедшем перед началом нового учебного года заседании Всероссийского штаба по контролю за капитальным ремонтом и строительством школ с участием секретаря Генсовета «Единой России» Андрея Турчака, заместителя председателя комитета Госдумы по просвещению, координатора партийного проекта «Новая школа» Алены Аршиновой и министра просвещения РФ Сергея Кравцова стало известно, что Кировская область попала в «красную зону» и рискует провалить программу по строительству и капремонту школ. Из 11 объектов в срок не будет построено 10. Нельзя не отметить, что попадание Кировской области в «красную зону» и для Андрея Турчака, и для Сергея Кравцова, видимо, стало неожиданностью. При просмотре видео с совещания создается впечатление, что федеральный министр несколько растерян и не может объяснить произошедшее. Да и Андрей Турчак тоже, видимо, пребывал в легком шоке. Суть проблемы более чем красноречиво изложила Алена Аршинова. Она отметила, что все дело в противостоянии подрядчика и областных властей, от которого в конечном итоге страдают дети, вынужденные учиться в две смены. Было решено, что искать объективные причины произошедшего в сентябре будет специальная комиссия «Единой России», сформированная по поручению Андрея Турчака.
Проще говоря, губернатор Соколов и его команда не задумываясь о возможных последствиях, социальных и правовых аспектах пошли на срыв нацпроекта. Почему это произошло? Возможно, власти Кировской области заранее нашли другого подрядчика, готового взяться за завершение строительства? Ведь, как справедливо отметил Дмитрий Русских, расторгать контракты с действующим исполнителем не имея «запасного варианта» очень рискованно, если не сказать — глупо. Ведь найти новую компанию на возведение школ — задача сложная. Такие объекты строители предпочитают вести от начала до конца, чтобы быть уверенными в качестве выполненных работ. Тем более, если на кону стоит безопасность и жизнь детей.
Таким образом, на примирение с «Монолитом» правительство Кировской области пошло только после того, как интерес к ситуации проявило высшее руководство страны и политической партии «Единая Россия». Был ли возможен компромисс без федерального вмешательства нам не известно. Но с определенной долей уверенности можно говорить о том, что печальная, но анекдотичная ситуация с расторжением и повторным заключением контрактов с «Монолитом» - эпичный провал Александра Соколова как губернатора Кировской области и его министерства внутренней политики, которое курирует вице-губернатор Андрей Лучинин. Главная задача руководителя любого субъекта РФ — обеспечение стабильного социально-экономического развития региона. Но о какой стабильности можно говорить, когда в угоду каким-то, возможно, даже личным интересам и амбициям губернатор идет на срыв значимого нацпроекта, наверное, понимая, что от его решения могут пострадать люди? Александр Соколов должен был знать, что школ в Кирове не хватает, что часть школьников учится в неподходящих условиях. Под школы переоборудуют помещения, в которых располагались детские сады и ясли. Почему Андрей Лучинин не вмешался в ситуацию на правах даже не чиновника, курирующего внутрипол, а попросту местного жителя? Он-то наверняка был в курсе. Так же нам неизвестно, что именно те же Лучинин, Соколов или Жердев сделали для того, чтобы «Монолит» достроил эти школы? Какие предпринимали шаги, какую оказывали строителям помощь, если осознавали, что исполнение нацпроектов - это, прежде всего, их дело, их ответственность, их обязанность. И их последующий отчет в федеральный центр.
Сейчас правительство Кировской области и компания «Монолит» находятся на стадии заключения мировых соглашений. Но говорить о том, что все закончилось относительно спокойно нельзя. Ряд телеграмм-каналов, которые жители связывают с министерством внутренней политики Кировской области и даже с пресс-секретарем губернатора Александра Соколова, открыто говорят о том, что заключенные соглашения - всего лишь временное перемирие пока не достроят школы. А потом «Монолит» и Александра Чурина, который будто бы аффилирован с застройщиком, постигнут все кары небесные, в том числе и уголовные дела. «Помнится, и некогда всемогущий хозяин КЧУС попал в лапы правосудия только тогда, когда достроил и сдал здание кировского Следкома», - грубовато намекает «Губер 43». Кстати, по слухам, этот канал ведет лично пресс-секретарь Александра Соколова Борис Копенкин. Надо сказать, он в Кировской области человек новый. Возможно, по этой причине и не знает, что уголовное дело в отношении экс-руководителя КЧУС Сергея Кочурова, которого судили за длительную невыплату заработной платы, закончилось штрафом в размере 1,6 млн рублей. Для обычного обывателя деньги огромные, а для бизнесмена уровня Кочурова эта сумма хоть и большая, но, скорее всего, вполне подъемная.
Появление этого и подобных комментариев говорит о том, что ни министерство внутренней политики, ни Андрей Лучинин, как его куратор, со своей задачей, видимо, не справляются. Вместо того, чтобы консолидировать общество, они как будто с высоты поглядывают на то, как блогеры, очевидно поддерживающие губернатора, разжигают затухающий конфликт. А, может быть, не просто смотрят, а управляют им? Иначе трудно объяснить такое отношение комментаторов к проблеме - разве что непрофессионализмом политтехнологов от внутрипола и, возможно, предвзятостью или той же некомпетентностью их руководителей. Впрочем, их деятельность - это темы отдельных публикаций для аудитории, предпочитающей курьезы и чеховский драматизм.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии