Нестыковочка вышла…

На апрельском пленарном заседании ОЗС губернатор Никита Белых отчитался о работе правительства Кировской области за 2014 год. Не забыв при этом добавить, что оценку ему уже дал сам народ, отдав предпочтение действующему главе региона на выборах в сентябре прошлого года.

Всё бы верно, если бы этот самый народ в большинстве своём, за исключением 20 процентов, пришедших на избирательные участки, не выразил своё «фи» нынешней системе власти, проигнорировав выборы в принципе. Так что гордиться, собственно, нечем. Это в качестве предисловия.

Социальные «преференции»

Как и предполагали депутаты от фракции КПРФ, самокритики прозвучало крайне мало, а вот радужных тонов в излишке. Взять, к примеру, разделы, касающиеся реализации социальной политики, приоритетной, по словам докладчика. Интересно это было бы услышать многодетным малообеспеченным семьям, которым предложено определиться с выбором льгот: остаться в федеральном списке или выбрать региональные преференции в свой адрес. Таким образом, «упорядочив» государственную поддержку этой категории семей, местные правители ещё более урежут их и без того очень скромный достаток. Или ветеранам и родителям, чьих детей лишили льгот на проезд в общественном транспорте. И это наверняка не последние «социальные преференции», ожидающие вятский народ, который при таком напоре заезжих правителей скоро забудет, что он исторически «хватский».

Автора этих строк могут обвинить в однобокости освещения деятельности правительства, позиционирующего себя в качестве народных радетелей, якобы работающих на качество жизни жителей региона. По крайней мере, Никита Белых не раз заявлял на всех уровнях, что основным капиталом области являются люди. Докладчик поведал и о реализации материнского регионального капитала, что привело к увеличению рождаемости вторых и третьих детей – в прошлом году их родилось на 176 младенцев больше, различных социальных проектах, как «Продуктовая карта», «Карта милосердия», новых форм работы по оказанию государственной помощи семьям и детям. Всё верно. Но нельзя необдуманно резать по тем, кто заслужил более достойной доли. И трогать при этом федеральные льготы, не местными чиновниками данные.

Здравоохранение

Недоумение вызвала и бравурная тирада о том, что «создание условий к повышению доступности медицинской помощи позволило сократить смертность населения». Она, согласно докладу, снизилась в прошлом году на 3 процента. Безусловно, есть подвижки в системе регионального здравоохранения. Но они, на взгляд потенциального пациента, большей частью касаются оказания высокотехнологичной медицинской помощи в областных медицинских учреждениях. В обычных городских поликлиниках досыта насидишься в очередях, прежде чем попадёшь к доктору. А талончик на обследование получишь в лучшем случае через месяц. И это не голословное заявление, а, к сожалению, обычная практика для рядовых больных, заходящих в учреждение с обычного входа, а не через кабинет главного врача. Всё это вынуждает больных обращаться в платные клиники или в обычные городские, но уже за деньги. Причём даже по острым медицинским показаниям.

Но если в областном центре дела не так плачевны, то жители глубинки бьют тревогу - система медицинской помощи на селе после её реформирования оказалась практически разрушенной. Её можно разве что поддержать выездными формами работы, о которых говорил в своём докладе губернатор. Но «десанты здоровья» высаживаются обычно в районных центрах, куда не каждому селянину удаётся добраться. В глубинке повсеместно сокращаются круглосуточные и дневные стационарные койки, ставки врачей, медицинских сестёр, фельдшеров и акушеров. В той же Талице Фалёнского района, где под руководством райкома КПРФ прошёл митинг в поддержку сельской медицины, люди просили не трогать недавно с помпой открытую амбулаторию и не создавать неразумными планами по загруженности койко-мест искусственной очереди в стационары. Тот же прицел на уничтожение медицины в Шабалинском районе, где недавно встречалась с населением заместитель председателя ОЗС, член фракции коммунистов Марина Созонтова. При пустующих палатах месячные очереди в стационары, как круглосуточные, так и дневные. Сокращаются отделения, койки, ставки медицинских работников. Под сокращение попал и доктор-фтизиатр. Это при том, что в районе неблагоприятная ситуация с заболеваемостью туберкулёзом.

Вот что пишут в своём письме к депутату Госдумы, первому секретарю Кировского обкома КПРФ Сергею Мамаеву не просто жители, а депутаты Кичминской сельской Думы Советского района: «Нам стало известно, что планируется сокращение штатного расписания и дневных коек с пяти до двух в Кичминской амбулатории. В настоящее время она обслуживает более 1700 человек из трёх сельских поселений. Мы находимся в пятидесяти километрах от райцентра в зоне бездорожья и отсутствия автобусного сообщения. Машина скорой помощи иной раз возвращается из районной больницы с трупами на погост - не успевают довезти больных и вовремя оказать им медицинскую помощь. Депутатский корпус и население считают эту ситуацию сродни геноциду против наших жителей». На обращение депутата в департамент здравоохранения с просьбой разобраться в ситуации и принять верное решение, пришла очередная пустышка со ссылками на рекомендации и нормативы, за подписью и.о. главы Анны Пересторониной. Оказывается, согласно рекомендуемым (а не прописанным Минздравом) объёмам медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, на всё кичминское население достаточно и одной койки. Как говорится, без комментариев. Разумеется, такой ответ не мог удовлетворить депутата Госдумы, и он обратился за помощью к министру здравоохранения.

Не деликатничая

К слову, при реформировании системы здравоохранения областные чиновники постоянно ссылаются на некую мифическую общероссийскую программу. Её, как пишут «Известия», попросту нет. Регионам предложено создать свои модели реформирования исходя из индивидуальных особенностей, таких как плотность населения, климатические условия, транспортная доступность, уровень и структура заболеваемости. Эксперты ведомства пришли к выводу о необходимости разделение всех регионов на три модели организации здравоохранения: моноцентрической, полицентрической и смешанной. Кировская область наряду с несколькими автономными округами выделена отдельно как регион с особыми климатогеографическими условиями, низкой транспортной доступностью и малой плотностью населения. А мы с приездом Марии Гайдар первыми начали рапортовать о закрытии ФАПов и участковых больниц.

«Преобразования в здравоохранении должны проводиться деликатно»,- отметила министр здравоохранения Вероника Скворцова в официальном комментарии «Известиям». По словам главы Минздрава, сокращения маломощных медучреждений, особенно в сельских населённых пунктах, просто недопустимы.

Возвращаясь к докладу губернатора напомним один из его тезисов: «В перечне основных задач, которые мы ставили перед собой на 2014 год, можно выделить такие, как развитие экономики области,  развитие системы здравоохранения, образования (в планах Белых оставить 120 школ из существующих 600), культуры, повышение качества жизни населения области…». Судя по тому, как народу живётся чуть дальше областного центра, видение благополучия у него и власти разное.

Татьяна Захватаева

Опубликовано admin - пт, 05/15/2015 - 10:09