Политический театр или Цирк уехал, проблемы остались

Большинство населения давно догадывается, что значительная часть заявлений, «программ » и «проектов», предлагаемых властью, представляет собой не системные наработки, а плоды труда изощренных «пиарщиков», необходимые только для пропаганды. Во время просмотра телепередач все чаще приходится замечать, что выступления политиков - это лишь хорошо разыгранные спектакли, а эксперты, анализирующие с экрана направления современной политики, изучают всего-навсего словотворчество своих коллег. То, что вся нынешняя политика на 90% состоит из пропаганды и манипуляций информацией, признают уже и ученые.

Чтобы не попасться на наживку, подготовленную услужливыми имиджмейкерами, специалисты советуют анализировать исключительно дела, а не слова. Обращать внимание следует на факты, события, явления в чистом виде, а не на комментарии, прогнозы и пояснения, которые даются к ним со стороны власть предержащих. Две публикации на эту тему – из «Новой газеты».

 

Политический театр или Цирк уехал, проблемы остались

Сюжет был бы исчерпан, но спектакль разворачивается с новой силой. И не только спектакль. Предвыборный сезон не начался, а в зале уже душно — как перед грозой.

 

Весенние мотивы

Идеи… просты и понятны:

1) Театральность политики зашкалила: всё (отношения, практики, институты) не вполне настоящее; политтехнологии и ТВ уже значат больше, чем управление и результаты;

2) Вкус изменяет, качество постановок низкое, рассчитано на монополию, на подавление соперников и восторги клакеров, на отсутствие у людей рефлексии и чувства меры, порой просто на убогих;

3) Эстетический эффект (высокий катарсис) держится, только пока в зале не каплет с потолка, а в буфете нет перебоев с продуктами, — иначе овации переходят в свист, обожание в ненависть, а это вот оно, почти уже;

4) Модернизация начинается с «вешалки» — с политического пиара и новостных программ, являющих стране картины управления ею и катания в тандеме;

5) Детеатрализация всей страны — задача не просто морально-политическая, но историческая, затрагивающая всю нашу «фасадную культуру» — цивилизацию блеска и нищеты, золотой лепнины и упавших заборов, высот духа и бытовой низости — сам характер нации.

Предлагался ряд знаковых и организационных мер, которые должны были бы показать, что власть знает, с чего начать, — и готова «начать с себя».

 

Грабли как инструмент пиара…

Прошлое знает немало широкоформатных постановок, когда триумф на старте оборачивался политическим крахом и мировым позором в финале — большим историческим фиаско. Даже в лучшие свои годы саморекламой надо заниматься так, чтобы не было потом мучительно больно.

За лето что-то изменилось. В кремлевском пиаре стало чуть меньше прямых ляпов, видных даже умственно и нравственно отсталым. Но в целом нехороший тренд набирает силу. Новости главных каналов уже походят на личные видеоальбомы начальства с парадными коллекциями высочайших поз и развлечений. Подобные записи с видами себя обычно показывают гостям за чаем — но именно за гостей вас тут и держат. Длительность кадра увеличивается медленно, но верно — уже близко к Тарковскому. Зато яркость растет по экспоненте. Такой температуры пиара, как этим летом, особенно в августе, в стране не было тысячу лет, за всю историю наблюдений. И вообще не было.

А вот ответы на неумеренный «политический харассмент» были, известны, изучены: реактивный эффект неизбежен. Он может быть отложенным, но тем сильнее отдача.

В мае я написал: «Новости главных каналов начинаются с видов на управление страной. В кадре — рабочая информация о деятельности высших лиц государства. Ловля рыбы, катание с гор и виртуозное управление стоящими на земле истребителями пока отложены ». И ошибся. «Пока» было недолгим. Будто в назидание слабому аналитику рыбы превратились в китов, самолет взлетел, а вместо лыж по сезону поехала «Калина» желтая. Что-то во всем этом было неизгладимо курортное, отпускное. Постановщики увлеклись картинкой, забыв, что хотя и лето, но дела горят. А с ними и экономика.

Александр Рубцов, «Новая газета»

 

Наш «рулевой»

Мегалидер, который рулит королем, из Хабаровска едет в Читу за рулем по российской суглинистой глуби. Тот, кто верит мелодиям местных сурдин, может предположить, что он едет один, но имеется ролик в Ю-Тубе. Этот ролик, что местным любителем снят: мужики вдоль обочин друг друга теснят (лица бодрые, тронешь-зарежем), и с улыбчивым матом, с каким говорят, выходил к поездам партизанский отряд, неотступно следит за кортежем.

А кортеж, доложу я вам,- это кортеж. По Сибири такой не катался допреж. Так езжали, поди, богдыханы, да и те по сравнению с нами отстой. Для начала по трассе, с рассвета пустой, проезжает машина охраны. За охраной менты, за ментами спецсвязь (представляете, если б она прервалась? Все правительство - без властелина!).

А за ними, под дружное «Ишь»! партизан, молодежная, желтая, как пармезан, мчит премьерская «Лада Калина».

А за ней- ФСБ, ФСО и ФАПСИ: если даже премьера комар укуси-он останется тут же без носу. Вслед за тем, в окруженье своих холуев, поспешают начальники местных краев, приготовившись бодро к разносу. Специально для них, разрази меня гром, едет несколько «скорых» со всяким добром, от наркоза и до вазелина! И автобус ОМОНа, набитый людьми, чтоб не вышло избытка народной любви. И резервная «Лада Калина».

Вслед за ними, с брезентом на крепких бортах,- грузовик с населеньем, откормленным так, чтоб лицо благородно лоснилось.

Сплошь простые крестьяне, от древних основ, затвердившие сотню пронзительных слов про верховную светлость и милость. Есть и жалобы с грустным качаньем бород: то дожди иногда, то грибов недород: три-четыре тревожащих факта, чтобы в ту же секунду вмешался премьер - детский сад, например, комары, например; но покуда справляемся как-то. А за ними, мигалкою сплошь осиян, грузовик пирожков от простых россиян: их могло бы хватить до Берлина. А за ними, готовно собрав вещмешки, едет рота солдат-охранять пирожки, и еще одна «Лада Калина».

Вслед за тем - журналистов проверенный пул, разговаривать, чтобы премьер не заснул, скукота на пустующей трассе! Ни попутчиков, ни госсовета тебе, десять раз переслушана группа "ЛЮБЭ" (группа "ЧайФ" выжидает в запасе). Телегруппа нацелила свой бетакам. Вслед за нею-охрана, чтоб бить по рукам, если местная грязь, или глина, или пьяный народ со своим пирожком в предусмотренный кадр забредает пешком. И четвертая «Лада Калина».

Будто мало охраны на каждом шагу-мчит отряд МЧС,возглавляем Шойгу, если вдруг чрезвычайное что-то. Десантирован шефом в таежную гать, мчит отряд молодежи, чтоб лес поджигать и тушить его тут же для фото. Вслед за ними отряд несогласных везут, несогласные в ужасе ногти грызут- в их автобусе едет дубина, это шоу развозят во все города-«вот что будет с решившим пойти не туда».

И контрольная «Лада Калина».

Боже, сон ли я вижу? Когда я проснусь? Едет вся бесконечная путинорусь, вся бранжа, говоря по-хазарски; растекается солнечный блик на крыле, позабытый Медведев скучает в Кремле - он остался один на хозяйстве.

Едет питерских стая, ЛУКОЙЛ и "Газпром"; ровно столько народа, чтоб тесным кольцом окружать своего исполина. И попискивать, теша его маскулин, и десяток проверенных «Лада Калин».

Что ни «Лада» у них, то «Калина».

А страна по обочинам - те ж, да не те ж, - наблюдает с ухмылкой, как этот кортеж заползает в таежную осень, и втихую картинки кладет в интернет.

«Русь, куда же ты едешь?» - спросил бы поэт.

Мы же знаем куда. И не спросим.

Дмитрий Быков, «Новая газета»

Газета "Голос народа":

Рубрики: