Выступление председателя Агропромсоюза Кировской области Домрачева В.А. на круглом столе «Законодательное обеспечение возрождения аграрно-промышленного комплекса РФ»

Выступление председателя Агропромсоюза Кировской области Домрачева В.А. на «круглом столе» на тему «Законодательное обеспечение возрождения аграрно-промышленного комплекса Российской Федерации» (Государственная Дума ФС РФ - 23.09.2010г.)

 

Уважаемые участники круглого стола!

Тот, кто знаком с сельским хозяйством непонаслышке, знает, что наряду с точечным ростом сельхозпроизводства, который достигается в последние годы в основном за счет крупных агрохолдингов, идет спад производства у значительной части сельхозтоваропроизводителей всех организационно-правовых форм. При этом тенденция такова: с прекращением функционирования сельхозорганизаций свертываются личные подсобные хозяйства, и село безлюдеет.

Без объективной оценки состояния дел в сельском хозяйстве страны и незамедлительной корректировки агропродовольственной политики невозможно обеспечить решение задач, которые ставятся перед отраслью.

Прежде всего, со стороны государства должны быть, наконец сделаны конкретные шаги по выработке и приведению в действие механизма по устранению диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и используемую в сельскохозяйственном производстве промышленную продукцию (услуги) и поддержанию паритета индексов этих цен в дальнейшем.

К сожалению, на уровне государства до сих пор даже не определено, какое соотношение цен на соответствующие товары (услуги) либо цены какого периода (года) функционирования российской экономики считать за паритетные.

Видимо властные структуры устраивают данные статистики, согласно которым с 2004 года наступила некоторая стабилизация в соотношении индексов цен на сельхозпродукцию и потребляемые в нашем производстве ресурсы.

Между тем, если сравнить нынешние цены на эти две категории продукции с ценами на них в предреформенные 1989-1990 годы, то мы увидим огромный перекос в ценообразовании не в пользу сельхозтоваропроизводителей.

Так, если в предреформенные годы для приобретения комбайна СК-5 (ныне аналог ему «Вектор») нужно было реализовать 5,5 бычков весом по 400 кг либо 13 т молока, то в 2009г. - 150 бычков либо 382 т молока. За одного бычка ныне крестьянин может купить 1,5 т дизтоплива против 26 т в 1990г; за 1 т молока можно приобрести 0,5 т дизтоплива против 11 т в 1990г. Аналогично и по другим видам промышленной продукции.

На протяжении всего реформенного периода российские сельхозтоваропроизводители живут в условиях жесточайшего диспаритета, который сводит на нет усилия как их самих, так и государства по стабилизации сельхозпроизводства. Объем финансовых ресурсов, ежегодно изымаемых у сельхозтоваропроизводителей из-за диспаритета цен, с лихвой «съедает» не только выделяемые на сельское хозяйство бюджетные средства, но и значительную часть их собственных средств, не позволяя большинству из них заниматься даже простым воспроизводством.

В мае текущего года (в преддверии X съезда Росагропромсоюза) на примере сельхозорганизаций Кировской области я сделал расчет требуемых (минимально допустимых) закупочных цен на основные виды сельхозпродукции на 2009 и последующие годы, с приведением их в паритетное соотношение с ценами на промышленную продукцию (услуги).

Расчеты подтверждают необходимость кратного увеличения бюджетной поддержки сельского хозяйства.

Однако для реальной стабилизации ситуации в сельском хозяйстве страны требуется не только существенное увеличение объема выделяемых на развитие отрасли бюджетных средств, но и изменение форм государственной поддержки. Как на федеральном, так и на региональном уровнях за базовую поддержку следует принять компенсацию сельхозтоваропроизводителям части затрат в расчете на гектар пашни и на единицу произведенной и реализованной животноводческой продукции с обеспечением при этом сельхозтоваропроизводителям возможности пользоваться льготными кредитами.

Еще до принятия Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы было очевидным, что предусматриваемый на ее ресурсное обеспечение объем средств и принципы распределения этих средств явно не позволят вывести сельскохозяйственную отрасль из глубокого кризиса, в котором она находилась. Госпрограмма работает уже третий год, а кризис углубляется, потому что никуда не делся один из главных её изъянов - недоступность заложенных в ней бюджетных средств для значительной части сельхозтоваропроизводителей.

Переход же к названным выше формам господдержки не только обеспечит доступность бюджетных средств для всех категорий сельхозтоваропроизводителей, но и исключит субъективизм в их распределении, а у руководителей и специалистов сельхозорганизаций будет болеть голова не о том, как извернуться и ухватить бюджетную копейку, а о том, как эффективно вложить заранее просчитанный объем поддержки.

Вне сомнений, что при таких формах господдержки приостановится процесс гибели сельхозтоваропроизводителей, увеличатся площади возделываемой пашни и поголовье скота, а за этими двумя показателями - увеличение производства как растениеводческой, так и животноводческой продукции, реальная возможность повышения уровня заработной платы, приостановка оттока кадров.

Выделение же бюджетных средств на поддержку наиболее важных на конкретном временном этапе отраслей и направлений сельхозпроизводства (племенного дела, семеноводства и др.) должно быть дополнением к базовой поддержке.

Под льготным кредитованием я подразумеваю переход к выделению сельхозтоваропроизводителям целевых банковских кредитов под минимальную процентную ставку (до 3%, включая плату за обслуживание кредита) с выплатой государством субсидий непосредственно банкам.

Введение упрощенной системы льготного кредитования обеспечило бы сельхозтоваропроизводителям более реальный доступ к кредитным ресурсам, исключило бы отвлечение оборотных средств на проплату процентов, превышающих минимальную процентную ставку, высвободило бы сельхозтоваропроизводителей и государственные органы управления сельским хозяйством от рутинной бумажной работы.

Говоря о кредитах, не могу не отметить то обстоятельство, что на сегодняшний день многие сельхозорганизаций предельно закредитованы и имеют по этой причине крайне неустойчивое финансовое положение.

В сложившихся условиях, когда значительная часть субъектов Российской Федерации подверглась засухе, правильным и справедливым по отношению к отечественному сельхозтоваропроизводителю явилось бы принятие на уровне Российской Федерации решения о списании сумм основного долга, штрафов и пени с сельхозтоваропроизводителей, являющихся участниками Программы финансового оздоровления.

За этим решением судьба более 12 тысяч сельхозорганизаций страны. Реструктуризированные в соответствии с Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» долги продолжают висеть над этими сельхозорганизациями как домоклов меч. Предоставление участникам Программы дополнительной отсрочки (рассрочки) гашения долгов не решило проблему по существу.

Списание долгов не только реально изменило бы экономическую ситуацию в отрасли, но также способствовало бы более активному движению в сельское хозяйство инвесторов.

В рамках регламента я озвучил лишь четыре наиболее значимые для сельского хозяйства страны проблемы, давно требующие законодательного разрешения.

Дополнительно от Агропромышленного союза Кировской области подготовлены письменные предложения, касающиеся законодательства в сферах земельных отношений, энергетики, кредитования и административного законодательства. Я передаю их президиум «круглого стола» с надеждой на то, что эти предложения будут учтены пр формировании итоговых документов «круглого стола».

Спасибо за внимание!

Рубрики: