Версия: бюджет Кировской области - воз стратегических проблем

В Кировской области завершается работа над проектом бюджета региона на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов. Чиновники из правительства декларируют социальную направленность главного финансового документа региона, а у ряда депутатов он взывает серьезные вопросы.

В ближайшее время законодательное Собрание Кировской области рассмотрит в первом чтении проект бюджета региона на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов. На данный момент главный финансовый документ области уже прошел через общественные слушания, которые показали, что на планирование доходов и расходов области чиновники из правительства и представители общественности смотрят по-разному.

Представляя проект документа министр финансов Кировской области Лариса Маковеева акцентировала внимание на том, что прогноз собственных доходов на 2024 год был сделан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития региона, как самого оптимистического варианта с устойчивыми положительными тенденциями развития экономики. В ведомстве предполагают, что собственные доходы Кировской области в 2024 году составят почти 56 млрд рублей. Еще 36 млрд рублей регион рассчитывает получить из федерального центра. Таким образам, в следующем году в распоряжении области будет 91,9 млрд рублей, а расходы составят более 93,4 млрд рублей. Таким образом, дефицит бюджета составит более 1,48 млрд рублей.

По словам Маковеевой, бюджет сохранит социальную направленность - 59,1 процента от этой суммы (55,2 млрд рублей) направят на «социалку». «На образование планируется направить 24,2 млрд рублей (25,9 процента). На сферу здравоохранения в проекте бюджета предусмотрено 13,8 млрд рублей. Значительные средства направляются на социальную поддержку граждан области — 10,2 млрд рублей. Более 2 млрд рублей направят на культуру и спорт», - пояснила чиновница.

Впрочем, говорить о том, что бюджет Кировской области, как и любого российского региона, специально на конкретный год социльно-ориентирован, не совсем корректно. «Бюджет любого региона и государства не может быть социально неориентированным. Основная функция государства — решать социальные задачи. Очевидно, что вопросы образования, здравоохранения, поддержки отдельных категорий населения — первоочередные задачи, которые незыблемо предусматриваются в бюджете», - отметил в беседе журналистами «Нашей Версии» глава Чувашии Олег Николаев. А значит, все статьи расходов, о которых говорила Лариса Маковеева, не могут не быть предусмотрены в проекте бюджета. То есть социальная ориентированность финансового документа - это не заслуга проектировщиков, а их обязанность таким образом формировать проект регионального бюджета. К слову, немногим более 59 процентов бюджетных средств, выделенных на обеспечение социальных обязательств, — не так уж и много. В той же Чувашии в 2024 году на эти цели планируют потратить более 63 процентов от общей суммы расходов.

Кстати, общественные слушания показали, что к планированию расходов возникли претензии. В частности, депутат Законодательного Собрания Альберт Бикалюк, судя по всему, не нашел в проекте бюджета расходов на меры, которые могли бы снизить показатели трудовой миграции. Но оказалось, что региональные власти проблемы в этом не видят. «Министр экономразвития сказала на это, что, по ее мнению, никто особо никуда и не уезжает, к тому же в Кировской области принято немало мер для улучшения демографической и, в частности, миграционной ситуации», - сообщает Newsler.ru. Между тем, по данным Кировстата, на начало 2022 года население области составляло 1149,2 тыс. человек. К 1 января 2023 года в регионе осталось 1138,1 тыс. человек. При этом за год уменьшилась численность и городского, и сельского населения. По логике властей области получается, что если проблему не признавать, то деньги на ее решение можно и не выделять?

Также на общественных слушаниях звучали вопросы о дополнительных льготах по упрощенной системе налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержке развития общественного транспорта в Кирове и финансировании перехода на раздельный сбор отходов. Но четких ответов чиновники не дали.

Оказалось, что в бюджете Кировской области на 2024 год не предусмотрены средства и на решение других не менее важных задач. Так, в ближайшее время не начнется строительство школы для незрячих детей, не отремонтируют мост через реку Пижма и не начнется модернизация очистных сооружений. Несмотря на множество судебных решений со сроком исполнения в 2024 году, в бюджете Кировской области не заложены средства на решение проблем с источниками наружного противопожарного водоснабжения. Получается, что приоритеты при планировании бюджета Кировской области в 2024 году не всегда были расставлены верно? Прокомментировать итоги общественных слушаний мы попросили лидера фракции КПРФ в Заксобрании Сергея Мамаева.

«Я неоднократно предупреждал экс-губернатора Васильева, не раз поднимал тему стратегического планирования перед Соколовым, а воз и ныне там. Система планирования в области полностью отсутствует. Что должно быть в идеале? Стратегия, на основе которой формируются государственные программы, а на основе государственных программ формируется бюджет. А что в Кировской области? Стратегии до сих пор нет, государственные программы не утверждены, ни одной. Это грубейшее нарушение Бюджетного кодекса и бюджетного процесса. Область должна была утвердить госпрограммы до 1 ноября 2023 года. Я уже направил запрос в Прокуратуру по данным нарушениям.

Прошедшие публичные слушания, по моему мнению, примитивно срежессированная постановка. Были громкие и пафосные заявления о небывалом росте инвестиций в экономику региона? Правда, чиновники забывают сказать, что инвестиции не частные, а государственные. То есть реальный бизнес не вкладывает в экономику региона, а государственные инвестиции – это дотации и субсидии со стороны федерального центра. 87 процентов бюджетных инвестиций - это сфера строительства и, в первую очередь, это школы, которые не построены.

Миллиарды рублей из федерального бюджета (в рамках реализации нацпроектов) выделены на стройку школ, которые кировские чиновники выдают за инвестиции, но освоить их не могут. По большинству школ нет проектно-сметной документации, не ясна конечная стоимость. Чиновники не ведут никакой подготовительной работы, которая может существенно сократить расходы бюджета.

Например, в Татарстане, который всегда ставит в пример Соколов, строительство по нацпроектам реализуется следующим образом: подрядчику выдают размежеванный земельный участок, готовую ПСД, расчет сметных затрат, адекватный контракт. У нас в Кирове чиновники то земельный участок не могут сформировать, то коммуникации не подведены, то госэкспертизы нет, то не урегулированы конфликты с собственниками.

Особая тема - газификация региона. Денег нет в бюджете на газификацию – Соколов надеется только на инвестиции Газпрома. При этом, создается Управление по газификации (новый бюрократический аппарат из 20 чиновников), на который тратится 47 миллионов рублей из нищего бюджета. Что эти чиновники будут делать? Дублировать работу Газпрома?

2024 год – это завершающий год по Национальным проектам, что потом будет - неизвестно. Федеральные деньги по национальным проектам не осваиваются. Сложилась уникальная ситуация, когда правительство отказалось от строительства двух школ, строящихся в рамках реализации национальных проектов, а строит оно эти пристрои за счет средств регионального бюджета. Почему? Боится, что не смогут построить школы, не смогут отчитаться перед Москвой, как это было в этом году, когда сорвали строительство 13 школ. А если деньги будут из регионального бюджета, то и в Москву не надо отчитываться по показателям, можно растянуть строительство»,- считает политик.

Впрочем, Сергей Мамаев, как и Альберт Бикалюк, нередко выступают оппонентами исполнительной власти области, критикуя те или иные ее решения. Однако, множество замечаний к бюджетному законопроекту на 2024 год возникло и у Контрольно-Счетной палаты региона. В заключении проекта закона «Об областном бюджете на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов» аудиторы отмечают запланированное снижение дивидендов компаний, которые находятся в собственности региона. Кстати, это свидетельство низкой эффективности госуправления. Кроме того, аудиторы указали на то, что к 1 января 2027 года доля банковских кредитов области в общей структуре госдолга увеличится с 3,9 процентов до 15,3 процентов. А это повлечет рост расходов на обслуживание госдолга. В частности, в 2024 году расходы на обслуживание госдолга увеличатся на 42 млн рублей и составят 145 млн рублей. Для сравнения, стоимость строительства стадионов на улицах Мира и Попова в Кирове составила 40 млн рублей. Были у КСП и другие замечания. В результате аудиторы высказали ряд предложений, но рекомендовали депутатам Законодательного Собрания принять законопроект «Об областном бюджете на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов».

Опубликовано admin - чт, 11/16/2023 - 10:50