«Чувствовали, что их будут прикрывать». Директор «КДУ-3» о причинах мусорного коллапса и долгах «Куприта»

КПРФ

В новогодние праздники Киров практически утонул в мусоре, по некоторым адресам свалки до сих пор не убраны. Раньше провалы с вывозом мусора в начале года тоже были, но масштаб был меньше, а проблема была не такой затяжной. Портал Свойкировский поговорил с директором ООО «КДУ-3» Вячеславом Вылегжаниным, который раньше занимался транспортировкой отходов из Кирова, о причинах мусорного коллапса, работе регоператора и возможном перерасчёте платы граждан.

«Боятся взять ответственность»

– Вячеслав Васильевич, могли ли образоваться такие завалы мусора только из-за того, что кировчане находились дома в новогодние праздники, о чём заявляет правительство области?

– В новогодние праздники действительно идёт небольшое увеличение объёмов мусора, но не в таком количестве. Давайте возьмём пандемию, когда люди с марта сидели дома, тогда мусора реально было больше, но подрядчики, которые работали в то время, справлялись. Тот же самый «Куприт», «Интехсервис», «КДУ-3», «Верон» в Котельниче. Объём мусора был существенно больше, нежели сейчас в новогодние праздники.

Я живу в Кирове с 2002 года и не припомню, чтобы были такие завалы даже при несовершенном парке техники. Сейчас ездят «Мерседесы», «Скании», раньше были «ЗИЛы» и «ГАЗы», и то люди справлялись.

Площадка за ТЦ «Микс» в новогодние праздники
 

Площадка за ТЦ «Микс» в новогодние праздники

Большая часть жителей как два года назад, так и сейчас встречала Новый год дома. А сейчас провал с вывозом мусора пытаются свалить на то, что люди дома сидят. Неправда, это лукавство. Просто боятся взять ответственность на себя и честно признаться в том, что не справились и переоценили силы.

– Как вы считаете, в чём причина мусорного коллапса?

– Думаю, причина в неслаженной работе регионального оператора и переоценке своих сил. Председатель правительства и Министерство охраны окружающей среды заверяли, что «Куприт» справится с любым объёмом мусора, сейчас мы наглядно увидели, что это не так. Кроме того, в новогодние праздники 2020 года «Куприт» требовал от нас, чтобы мы вывозили отходы ежедневно, что и было сделано. Жалоб в прошлый новой год практически не было, жители видели нашу работу. Сейчас, хоть и было заявлено об усиленном режиме работы, отходы регоператор вывозит, наверное, в лучшем случае раз в три дня. Но до сих пор есть площадки, куда мусоровозы «Куприта» ещё не приезжали. А в Кирове, подчеркну, большинство площадок предназначены для ежедневного вывоза независимо от времени года.

«Что вижу, то и забираю»

– Правительство заявляло, что «КДУ-3» несколько дней до Нового года не вывозило мусор, что и стало одной из причин образования свалок.

– Да, уже 2 числа, когда стало понятно, что в городе начинается коллапс, регоператор пытался сделать виноватыми нас, якобы мы не вывозили отходы несколько суток перед Новым годом. Потом, кстати, свалили на пандемию, а затем ещё новую причину нашли – слетела система. Мы готовы предоставить фотографии, которые в том числе есть в информационной системе регионального оператора, отчёты GPS-навигации, что все машины работали вплоть до 4 утра. А «Куприт» выехал, наверное, часов в 8-9.

 
 
YouTube1:38
 

Видео: Вячеслав Вылегжанин

Мы видели, как в первые дни работники регоператора искали контейнерные площадки, у них не было графиков. Моё мнение: они ехали по наитию, что вижу, то и забираю, что не вижу, то не забираю. Также они забирали не весь мусор с площадок. Если они с начала года действовали таким методом, то понятно, почему у нас образовались завалы.

Конечно, есть люди, которые не пользуются педалями, крышками. Даже если контейнер пустой, рядом может лежать мусор. Но это зависит от воспитания и информационной работы, которую должны проводить Министерство и регоператор.

По-моему, персонал «Куприта» не был готов к такому объёму работ. «КДУ-3» очень долго сколачивало свой коллектив. Из 15-20 человек, которые приходили устраиваться, оставался только один. То есть надо было отобрать 20 человек, научить их, а в итоге оставался только один добросовестный водитель. Чтобы набрать водителей на 30 мусоровозов, надо 600 человек пропустить через себя.

– У каждого водителя должен быть свой график и маршрутный лист?

– Я не знаю, как у регоператора, у нас работа велась в трёх системах. Водителю выдавался бумажный маршрутный лист, такой же график был назначен в автоматической системе управления (АСУ) регоператора. На подстраховку у нас было мобильное приложение, которое заносило данные в 1С.

«Рассчитывали на авось»

– Насколько правдива версия о пропавшей базе данных контейнерных площадок, о которой заявляют власти?

– Почему система в 23:59 и в час ночи ещё работала у «КДУ-3», а в 7 утра у «Куприта» перестала работать? Я в это ни за что не поверю. Наверное, это сделано, чтобы что-то скрыть.

Информация, которая хранилась на одном и том же сервере для Кирова и районов, пропала только частично. Этого не может быть. Она могла пропасть либо вся, либо никакая. Подрядчики в районах работают по программе нормально, у другого перевозчика в Кирове – «Интехсервиса» – тоже база не слетела, нет таких сбоев в Нововятске, который обслуживает «Куприт». Опять же лукавство и попытка скрыть ответственность.

«Куприт» в сентябре говорил, что будет сам заниматься вывозом мусора, то есть было достаточно времени, чтобы подготовиться, но этого не было сделано. Может, рассчитывали на авось или чувствовали, что их будут прикрывать. Нам никто таких поблажек не давал: за каждый случай несвоевременного оказания услуги назначали штрафы вплоть до 3,5 млн рублей.

– Насколько строго «Куприт» контролировал работу подрядчиков?

– «Куприт» отслеживал посещение контейнерных площадок по системам ГЛОНАСС и Wialon. После того, как посещаешь площадку, отправляешь отчёт регоператору. В течение часа можно было получить фотографии с места и увидеть, что услуга оказана. Если услуга была оказана некачественно, то объёмы не принимались и нам выставлялись штрафные санкции от 100 тысяч до 3,5 млн рублей за каждый случай.

– Александр Чурин утверждает, что «КДУ-3» отказалось предоставлять свои мусоровозы в аренду регоператору. Как именно складывалась ситуация?

– Неправда, мы три раза направляли «Куприту» письмо с предложением о любых видах сотрудничества: сдаче в аренду мусоровозов с экипажами и без, продаже техники. Но ответа не было.

– Сколько требуется техники и рабочих для качественной регулярной уборки мусора в Кирове?

– При правильной расстановке и планировании можно обойтись даже меньшим количеством техники. Нам хватало чуть больше 20 мусоровозов и 60-70 водителей и рабочих.

Площадка в районе домов №1 и 3 по Луговому переулку в новогодние праздники
 

Площадка в районе домов №1 и 3 по Луговому переулку в новогодние праздники

Меня поражает отношение председателя совета директоров «Куприта» и министра Аллы Албеговой, которая говорит, что СанПиН позволяет вывозить не реже одного раза в три дня. Во-первых, чаще мы можем возить, а реже нет. Во-вторых, площадки были разработаны с периодичностью вывоза раз в два-три дня, бо́льшая часть – на ежедневном вывозе. В системе АСУ эти периодичности проставлены, почему сейчас стали ездить раз в три дня, я не знаю. Чтобы так вывозить, должно быть увеличено количество контейнеров, а этого не было сделано.

Расчёты простые: берём количество жителей в доме, умножаем на норматив накопления, делим на 365 дней и получаем производимый объём мусора в день. На основе этого определяем количество контейнеров. Допустим, если это 0,5 кубометра в день плюс 20-30% пиковой нагрузки, получаем контейнер в 0,77 кубометра. Если хотим сделать вывоз раз в два дня, то 0,5 кубометра умножаем на два и ставим контейнер на 1,1 или два по 0,77 кубометра, чтобы учесть пиковые нагрузки. И эта работа проводилась по каждой площадке. Я не понимаю, почему Алла Албегова так лукавит. Она прекрасно знает объёмы мусора в Кирове и периодичность вывоза, которая была. Даже на площадке около её дома был ежедневный вывоз, но сейчас стал раз в 4-5 дней.

«Куприт» задолжал за полгода

– Вообще со стороны властей много обвинений в адрес бывших перевозчиков: что они завышали затраты на транспортировку, не дали субподрядчикам выкупить технику, которую приобретали за счёт платы граждан, и другое. Что вы скажете на эти обвинения?

– Мы предлагали «Куприту» выкупить наши мусоровозы, но они не рассматривали наше предложение. Те операторы, которые обратились по поводу продления аренды техники, получили её. Почему они не выкупили? Потому что надо менять лизингополучателя, но не все лизинговые компании готовы идти на такие риски. То есть «КДУ-3» является лизингополучателем, отдаёт машину в аренду по сумме лизинга. Чтобы это поменять, нужно согласование с лизингодателем. Но нам отказали, потому что вывоз отходов – один из рисковых бизнесов. К тому же регоператор ещё за июль не отдал деньги, то есть с июля по декабрь мы вывозили мусор за свой счёт.

Хотя «Верон» из Котельнича и «Стимул» из Юрьянского района выкупили у нас мусоровозы, но сейчас продали их, потому что не заключили договор. В финансовых трудностях тех, кто хотел выкупить технику, но не смог, виноват сам регоператор, который не рассчитался с нами. Нам не платили деньги, мы, соответственно, не платили субподрядчикам.

– Почему «Куприт» перестал платить?

– Говорит, что якобы нет денег.

– Раз не платит, должны же быть какие-то штрафы по договору?

– Штрафные санкции за пользование чужими средствами в законе прописаны. Мы уже направили документы в суд. Мы не смогли заявиться на торги на этот год, потому что нам никто не дал банковскую гарантию под такую платёжеспособность регионального оператора. Мы предлагали услуги по субподряду, но нас никто не рассматривает. У меня коллектив в отпусках, техника стоит готовая, можно было в кратчайшие сроки ликвидировать завалы и сделать город чистым и приятным.

– Почему были завышены затраты на транспортировку?

– Затраты постоянные, нет разницы, едет мусоровоз к пустому контейнеру или к полному. Это затраты на топливо, зарплату водителю и рабочему, налоги и прочее. Единственное, что меньше поработает – это установка, которая прессует мусор. Она сожжёт меньше топлива: расход на 100 км будет на 2-3 литра меньше.

Постановление правительства №505 говорит, что услуга считается оказанной по количеству контейнеров. Если на площадке 4 контейнера объёмом 1,1 кубометра, то водитель получает за каждый контейнер. Если я начну как-то вилять, ко мне придёт налоговая и спросит, на каком основании ты заплатил зарплату за 4 куба, а регоператору заявил затраты на 3 куба. Ты приписываешь к зарплате или пытаешься скрыть прибыль? Если четыре контейнера не наполняется, поставьте два, только внесите изменения в реестр и АСУ.

Иногда приезжаешь к площадке, а контейнер с «шапкой» в 0,2-0,3 куба. Эти лишние кубы никто не предъявлял регоператору. Если сложить переполненные и полупустые контейнеры, то как раз получится 85% наполняемости.

«Собака сама себя не укусит»

– Как вы считаете, в какие сроки регоператор может наладить работу и город избавится от свалок?

– Как только настроит логистику и наберёт нужное количество сотрудников и обучит их. Но не знаю, какое количество времени им потребуется.

Мусор из контейнеров на ул. Солнечной, 31 впервые вывезли только в ночь с 10 на 11 января
 

Мусор из контейнеров на ул. Солнечной, 31 впервые вывезли только в ночь с 10 на 11 января

– По вашему мнению, при невывозе мусора такое длительное время должны ли применяться санкции к регоператору и делаться перерасчёт для жителей области?

– Тариф рассчитан на определённый объём оказания услуги, если регоператор приехал меньшее количество раз и понёс меньше затрат, почему он должен получить деньги в 100-процентном объёме? Либо правительство должно волевым решением признать, что была оказана некачественная услуга, и пересчитать, либо это должны сделать контролирующие органы.

Если надзорная структура доказывает, что были нарушения периодичности посещения контейнерной площадки, то «Куприту» должны быть выставлены претензии и штрафы за некачественно оказанную услугу.

– Регоператор же не может сам себя оштрафовать?

– Вот сами и ответили на свой вопрос. Собака сама себя не укусит. Практика перерасчёта есть по всей России и у регоператора. Просто, как я понял, эту ситуацию никто не признаёт.

Кроме того, в мусорокамерных домах увеличится количество обработки. Управляющие компании обязаны будут провести чистку мусоропровода. Это опять затраты жильцов.

Если не справляетесь – признайтесь в этом. Люди не слепые и не глухие, прекрасно всё видят. Если бы я себе такое позволил на месте регоператора, меня бы давно признали недобросовестным поставщиком и внесли в чёрный список, и я бы не смог появиться на рынке. Поэтому мы себе такого не позволяли.

Рубрики: