Контрольно-счетная палата Кировской области обнаружила нарушения в Советском районе

Контрольно-счетная палата Кировской области провела аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Кировской области за 2019 год. Так, в проверяемом периоде установлено 234 нарушения (16% от общего количества нарушений) на общую сумму 17,7 млн. рублей, или 56% от общей суммы нарушений.

Среди прочего, в Советском районе в ходе проверки реализации мероприятий по формированию современной городской среды установлено более 50 фактов принятия невыполненных либо некачественно выполненных работ по устройству покрытий из песчано-гравийных смесей, освещению дворовых территорий, установке малых архитектурных форм, бордюров и др., сумма нарушений в Советском районе составила 754,2 тыс. рублей.

В 2019 году Контрольно-счетная палата продолжила мониторинг средств на приобретение жилья для детей-сирот. По итогам мониторинга, как и в предыдущих периодах, установлены факты приобретения квартир несоответствующих аукционной документации и не отвечающих санитарным нормам, указанные факты установлены в Нолинском, Советском и Мурашинском районах. Контрольно-счетными органами Кировской области по-прежнему выявляются нарушения и недостатки, связанные с некачественным обоснованием цены и анализом рынка при заключении контрактов и договоров с единственными поставщиками, что зачастую приводит к завышению цен и нарушению принципа эффективности использования бюджетных средств.

Значительное количество таких нарушений было выявлено по итогам проверки использования средств на приобретение жилья для детей-сирот, а также квартир для граждан, нуждающихся в переселении из аварийного жилья в 2018 году. В ходе проведения мониторинга эффективности использования бюджетных средств на реализацию мероприятий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений в 2019 году данные факты нарушений отмечены повторно.

Так, например, факты завышения стоимости квартир для детей-сирот были выявлены в Советском и Нолинском районах. Ответственными органами местного самоуправления ненадлежащим образом проводился анализ рынка жилья и не учитывались отдельные предложения продавцов.

Добавим, что в ходе проверки реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» установлен ненадлежащий контроль министерством транспорта Кировской области за соблюдением муниципальными образованиями «Город Слободской» и «Город Кирово-Чепецк» условий предоставления иных межбюджетных трансфертов и других обязательств, предусмотренных Соглашениями о предоставлении межбюджетных трансфертов.

МКУ «ДЭС города Кирово-Чепецка» и Администрацией г. Слободского в результате несоблюдения при составлении смет требований Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, завышена НМЦК по 7 контрактам на общую сумму 18,9 млн. рублей. Нарушение повлекло оплату работ подрядчикам по завышенной сметной стоимости. Аналогичные нарушения при формировании НМЦК установлены и в КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области». Выявленные факты завышения НМЦК учтены при заключении контрактов на реализацию мероприятий БКД в 2020 году.

За 2019 год установлено 557 нарушений (38% от общего количества нарушений) на общую сумму 1,9 млн. рублей. Основные нарушения условий контрактов связаны с несвоевременным выполнением работ и оплатой контрактов. Управлением образования администрации Кирово-Чепецкого района несвоевременно оплачены работы по установке и обслуживанию пожарной сигнализации, в результате администрация понесла дополнительные расходы в общей сумме 1,1 млн. рублей. Данные нарушения выявляются Контрольно-счетными органами Кировской области в каждом третьем проверяемом объекте, в большинстве из них имеются факты оплаты штрафных санкций и пеней.

Таким образом, в 2019 году в сфере закупок выявлено 1456 нарушений, из них 377 -финансовые нарушения на общую сумму 31,8 млн. рублей. Итоги аудита закупок 2019 года свидетельствуют о сохранении типичных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, а именно:

— нарушения при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

— оплата невыполненных работ (услуг);

— принятие товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества;

— нарушения при формировании начальной (максимальной) цены контрактов;

— несвоевременная оплата контрактов (договоров).

Нарушения выявляются на всех стадиях закупок: от выбора способа поставщика до приемки и оплаты товаров (работ, услуг), что зачастую приводит к неэффективным расходам бюджетных средств, а также закупке товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества и/или с иными потребительскими свойствами, чем предусмотрено документацией.

Основными причинами нарушений являются ненадлежащее выполнение обязанностей должностными лицами, осуществляющими полномочия в сфере закупок, а также недостаточный внутренний контроль в сфере закупок.