Доклад Владимира Кашина на Всероссийском агрономическом совещании

Кашин,

Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И.Кашина на Всероссийском агрономическом совещании «Итоги работы отрасли растениеводства в 2019 году, задачи по реализации мероприятий, предусмотренных Государственной программой на 2013-2020 годы, обновлению машинно-тракторного парка и о мерах по подготовке и организационному проведению в 2020 году сезонных полевых сельскохозяйственных работ». 30 января 2020 года, г. Москва, Крокус-Экспо

Уважаемые товарищи!

Сегодня, в год 75-летия Великой Победы не грех вспомнить известный тезис «Кадры решают все!». Иосиф Виссарионович Сталин не случайно произнес эти уникальные слова.

Сегодня мы все больше и больше убеждаемся в том, что многое, если не все, зависит непосредственно от конкретных людей, занятых тем или иным производством. Поэтому, приветствуя участников нашего собрания, и в вашем лице - все крестьянство, говоря слова благодарности за труд и достижения, мы вместе радуемся тому, что нам удалось получить на вооружение в реализации этого тезиса уникальную программу Комплексного развития сельских территорий, которая с 1 января уже начала работать. Напомню, что с обсуждения именно этой темы мы с вами начинали работу агрономического совещания в 2019 году.

Согласно паспорту государственной программы, 2,3 трлн. будут выделены для того, чтобы наша деревня стала привлекательна для жизни и молодого человека, и ветерана, чтобы в наших селах вновь появились хорошие больницы, ФАПы, школы, дороги, газификация, чтобы было хорошее комфортное жилье со всей необходимой инженерной и социальной инфраструктурой.

Но впереди у нас еще очень много задач и проблем, которые предстоит решить, ведь на пути реализации этой программы находится огромное количество либералов по-прежнему считающих, что без сельского хозяйства можно обойтись. Не без их участия сегодня, к сожалению, мы не видим в бюджете паспортных объемов финансирования госпрограммы в 2020-2022 годах.

В общей сложности, на три предстоящих года, финансирование было урезано на три четверти – вместо 433 млрд. рублей сельские территории получили всего 105! И это свидетельствует о том, что наша борьба на этом направлении за достойную жизнь крестьян еще не закончена.

Мы с вами хорошо понимаем, насколько сильно сегодня страна зависит от кадров механизаторов, операторов машинного доения, других специалистов. Поэтому наша задача сегодня состоит в том, чтобы добиться 100% финансирования этой программы, а ваша задача – обеспечить ее эффективную реализацию на местах, в каждом конкретном сельском населенном пункте исходя из реальных потребностей сельского населения.

Хочу вам доложить о том, что в рамках состоявшихся в конце 2019 года совещаний и встреч с Правительством Российской Федерации, на которых мы жестко ставили вопрос о доведении уровня финансирования этой важнейшей государственной программы до паспортных значений, нам удалось отстоять свою позицию и заручиться поддержкой со стороны бывшего Председателя Правительства. И мы рассчитываем на преемственность в работе на этом направлении, на то, что совместно с новым составом кабинета министров весенними корректировками параметров федерального бюджета мы внесем соответствующие изменения в закон.

Вторая не менее важная задача, которую мы сегодня также имеем право вам доложить, это повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения через принятие соответствующей государственной программы.

Докладывая на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации наше видение задачи по вовлечению в севооборот заброшенных земель сельскохозяйственного назначения и, в первую очередь, пашни, мы обозначили, что эта работа фактически является второй целиной, ведь речь идет о 40 млн. га! Нам удалось найти поддержку с его стороны и поручение о подготовке соответствующей программы было подписано. Подготовка проекта должна быть завершена уже в феврале.

Безусловно, к сформулированному на сегодняшний день проекту есть много вопросов и впереди у нас еще большая работа, но начало положено.

В этой связи, для всестороннего и подробного обсуждения этого важнейшего документа стратегического планирования, в целом вопросов повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и охраны плодородия почв, 17 февраля в Октябрьском зале Дома Союзов мы проводим Всероссийские парламентские слушания. Прошу вас обратить на это особое внимание и приглашаю принять активное участие в дискуссии, а также предстоящей работе над проектами соответствующих нормативных правовых актов. Мы убеждены, что это должна быть именно Государственная программа, с помощью которой, действуя вместе, мы добьемся прорыва на этом важнейшем направлении!

Подъемом 40 млн. га целинных земель занимался весь Советский Союз, поэтому говоря сегодня об абсолютно сопоставимой по объему задаче, мы понимаем, что ни фермер, ни крупное хозяйство в одиночку с ней не справятся. Речь идет о 25-80 тыс. рублей дополнительных затрат на каждый гектар.

Задача очень сложная, но бросить эти земли – преступление!

Кроме того, ввод заброшенных земель в севооборот является определяющим фактором в достижении поставленной Президентом Российской Федерации цели двукратного увеличения экспорта продукции АПК. Причем обеспечить прирост экспорта удастся не только благодаря увеличению производства продукции растениеводства, но через корма, также и увеличению производства продукции животноводства.

Я должен еще раз отметить и сказать слова благодарности за ту управленческую, штабную связь, которая в последние годы сложилась. Нам нельзя ее утратить. Государственная Дума, Правительство Российской Федерации в лице А.В.Гордеева, Министерство сельского хозяйства работали, как единый настроенный механизм. Убежден, что сохранение такого стратегического партнерства, обеспечит наиболее эффективное решение тех стратегических задач, которые были поставлены на заседании Государственного Совета в декабре 2019 года. Тем более что курирующим сельское хозяйство вице-премьером назначена В.В.Абрамченко. А она работала в структуре Минсельхоза, была статс-секретарем, мы вместе очень плодотворно работали над законодательными инициативами. Причем к объему перечню курируемых ею вопросов добавился Росреестр, а это как раз вопросы собственности, которые для нашей отрасли являются одними из наиболее актуальных.

Теперь, уважаемые товарищи, я хочу обратиться к нашей науке.

В последнее время ее стало модно критиковать, подталкивать. Но науку надо любить, надо уважать и понимать. И тогда она будет в состоянии эффективно решать стоящие перед ней задачи. Тем более, если мы говорим о нашей науке, проверенной, которая смогла устоять.

Я помню начало 90-х годов, когда был полный развал финансирования наших научных исследований, когда МЕНОТЕП в лице Ходорковского через Минфин прихватил все финансирование, а нам давали щебень да песок, то пришедший тогда в Министерство сельского хозяйства академик В.Н.Хлыстун не побоялся и принял верные решения. Он помог нам, и многие институты удержались на должном уровне. Благодаря этому мы сегодня имеем возможность говорить о достижениях наших научных организаций.

Наши селекционеры в 2019 году выдали на-гора 256 новых сортов, являющихся уникальными по многим характеристикам.

 

Допустим, по ржи у нас сегодня наблюдается провал. Но посмотрите на немчиновский сорт «Перемена». Прекрасный сорт с урожайностью до 80 ц/га. И по каждой культуре можно привести ни один подобный пример. Сорта Дальневосточного нашего института, или Донского Научного Центра, или института Лукьяненко дают по 80 – 100 – 120 центнеров с гектара!

Но если говорить о первичном семеноводстве, то им всегда у нас занимались спецхозы. Они имели соответствующий статус, принадлежность, перед ними ставились соответствующие задачи с гарантией, что эти семена будут на 100% использованы.

Я убежден, что эту задачу мы легко сможем исправить, если перейдем к конкретике, в том числе и по сахарной свекле, и т.д. У нас хватает сегодня и теплового режима, и технологических механизмов. Надо конкретизировать эту тему и будут у нас использоваться свои семена по абсолютному большинству культур.

Сегодня идет разговор о том, чтобы часть институтов передать в Минсельхоз. Я свое мнение на эту тему уже говорил, озвучу его и сейчас.

Минсельхоз – это тот штаб, который боле системен и которому боле необходима наука. И науке этот штаб необходим! Но рвать нашу науку, сельскохозяйственную академию, которая в трудные годы устояла, осталась монолитной, которая и сегодня в РАН занимает ведущие позиции – это преступление!

Поэтому с передачей Минсельхозу только части институтов мы не согласны. Все (!) научные подразделения отделения сельскохозяйственных наук должны работать под оперативным управлением Минсельхоза совместно с РАН!

Уважаемые товарищи.

Далее хочу обратить ваше внимание на то, что большим вопросом, над которым мы работаем, является справедливое распределение прибыли от реализации продовольственных товаров между сельскохозяйственными товаропроизводителями, переработкой сельскохозяйственной продукции и торговлей. По этому вопросу у нас сегодня очень много писем от овощеводов Подмосковья, Ярославской области, многих других регионов.

Взять хотя бы картофель. Торговые сети закупают у производителей его ниже себестоимости - по 18 рублей при себестоимости 19 рублей! То есть предприятия реализуют свою продукцию в убыток. Даже такие уникальные предприятия, как бывший «Большевик», производящий 1000 центнеров овощей, 400 центнеров картофеля, и все в убыток, и не один год подряд.

Мы публиковали письма наших директоров по этой большой проблеме и в Сельской жизни, и отправили их в Правительство, Министерство, получили от многих губернаторов поддержку и понимание. Мы с Геннадием Андреевичем и другими товарищами провели встречу по этой теме с Министром промышленности и торговли Д.В.Мандуровым и договорились совместно взяться за эту тему, провести слушания. У нас есть соответствующая законодательная инициатива, и вместе с профильными министерствами, вместе с регионами мы должны выйти на принятие этого решения.

Нельзя крестьянству работать в убыток! И тут никакие субсидии ситуацию не исправят. Должно быть принято системное решение, позволяющее нашим сельхозтоваропроизводителям вести расширенное воспроизводство за счет справедливой оценки своего труда. Но на пути принятия необходимых для этого решений стоят те, у кого в руках торговые сети и магазины, те, кого развитие сельского хозяйства и страны интересует в последнюю очередь.

Давайте вместе эту задачу решать.

Если говорить о бюджете, то мы в 2019 году преодолели отметку в 300 млрд. рублей бюджетного финансирования отраслевой государственной программы.

Но все равно за государством остался долг в размере 267 млрд. рублей недофинансирования госпрограммы развития сельского хозяйства по сравнению с изначально утвержденным проектом.

Кроме того, нашу госпрограмму Минфин вновь начал поджимать. И это не смотря на все договоренности и закрепленные в соответствующих Постановлениях Государственной Думы требования при первых корректировках федерального бюджета дополнительные доходы направить на развитие сельского хозяйства и комплексное развитие сельских территорий.

Это просто безобразие! И что важно отметить, это стало возможным не без слабинки, когда Минфин поджимает, а наши замминистра прогибаются. В последние годы, конечно, они этим не грешат, вместе с нами бьются за каждый рубль и эффективно их осваивают.

Мы предложили свою схему, чтобы этот накопившийся долг распределить на следующую пятилетку и выйти на уровень финансирования госпрограммы в 500 млрд. рублей в год, а с консолидированным бюджетом на 1 триллион.

На этом направлении должен быть сделан рывок, ведь другим путем многие наболевшие вопросы решить не получится.

Взять хотя бы нашу энерговооруженность, с двумя комбайнами и тремя тракторами на тысячу гектар пашни. О каких цифровых технологиях можно в этой ситуации говорить? На какие высокие урожаи можно рассчитывать, если убирать их попросту нечем?

Для решения этого вопроса есть научно обоснованные подходы. Пусть каждый Министр вместе с губернатором доложат, что им надо для того, чтобы в определенный срок выйти на целевые показатели, и регулярно отчитываются в Министерство о ходе реализации. Это будет уже системный подход, при котором все участники отрасли, включая Государственную Думу с бюджетными и контрольными полномочиями, Росагролизинг, производителей сельхозтехники, будут иметь возможность скоординировать свои действия для достижения общей цели. А иначе это будет просто сотрясанием воздуха.

И таких задач перед нами стоит много.

Комитет провел много выездных заседаний, и в Краснодарском крае, и в Республике Мордовия, в Ставропольском крае, в Брянской, Воронежской, Рязанской областях и других регионах. И на каждом из этих мероприятий вопросы эффективного использования земель, сохранения плодородия почв поднимались особенно остро.В

Даже в Краснодарском крае – лучшем регионе по энерговооруженности и доле используемой пашни, резко уменьшается содержание гумуса в почвах. Краевое законодательное собрание приняло специальный закон, стали уделять должное внимание севооборотам, увеличивают объемов внесения органических удобрений, для чего, в том числе, занялись увеличением поголовья КРС. Они самым серьезным образом озаботились этой проблемой и начали предпринимать конкретные шаги.

На уровне федерального законодательства, Государственная Дума приняла в первом чтении внесенный нами законопроект, направленный на охрану плодородия почв.

В рамках его обсуждения состоялась горячая дискуссия, было высказано множество надуманных опасений и деструктивных замечаний с тем, чтобы это необходимое для сохранения почвенного плодородия законодательное решение не было принято. Но наша аргументированная позиция позволила депутатскому корпусу найти консенсус и поддержать нашу законодательную инициативу.

Данным законопроектом мы устраняем существенные противоречия между Федеральным законом «О государственном регулировании плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения» и Земельным кодексом Российской Федерации, исключаем неоднозначные толкования и фактически правовую неопределенность в распределении прав и обязанностей землепользователей, которые сегодня не позволяют системно вести работу по охране и воспроизводству плодородия почв.

После обозначенных мною слушаний в Доме Союзов мы выйдем на его принятие во втором и третьем чтениях.

 

Ведь у нас больше 51 млн. га кислых почв на пашне, 16 млн. га засоленных почв, больше 60% площади пашни – это слабо- и среднегумусированные почвы.

Тут без государственной программы не обойтись.

Завершая свой доклад, уважаемые товарищи, я хочу вернуться к вопросу введения в оборот заброшенной пашни, и привести наглядный пример того, как должна быть выстроена работа в этом направлении на местах.

Вот, у нас есть Луховицкий район Московской области. Там за последние 5 лет было введено в оборот 31,5 тыс. га неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Благодаря этому, к сегодняшнему дню, на территории района уже нет неиспользуемой пашни. В 6 раз в районе было увеличено валовое производство зерновых! Рядом с ним идет Зарайский район.

Этот пример показывает нам, что если действительно этой идеей загореться, то все обязательно получится. И загореться должны в первую очередь агрономы, региональные министры.

Без решения этой задачи, нам не удастся добиться прорыва на направлении наращивания экспорта сельскохозяйственной продукции. Еще раз напомню, что Президент Российской Федерации поставил задачу к 2024 году вывести экспорт продукции АПК на уровень 45 млрд. долларов. А пока что у нас отрицательный торговый баланс.

Что касается законодательной составляющей.

Мы до 10% снизили НДС для наших садоводов. Вместе с поддержкой на закладку новых садов, это законодательное решение даст положительные результаты.

Принят закон о виноградарстве и виноделии - базовый законодательный акт для всей отрасли. Принят закон об агролесомелиорации, принят федеральный бюджет, и ряд других важнейших законодательных инициатив.

Сегодня мы работаем на направлениях семеноводства, поддержки малого бизнеса, развития регулирования карантина растений, законодательства о зерне и продуктов его переработки, изъятия земель у недобросовестных пользователей.

В портфеле Комитета есть очень важный законопроект, направленный на регулирование тарифов на электроэнергию для сельскохозяйственных товаропроизводителей. По 8 рублей за киловатт приходится платить в то время, когда промышленность платит в 2-3 раза меньше. Эта проблема уже вышла на уровень Президента. Мы на этом направлении ведем борьбу, несколько раз уже встречались с Новаком, у нас есть соответствующая законодательная инициатива. Убежден. что и эту задачу мы осилим выполнить.

В целом, уважаемые товарищи, нам есть чем гордиться. Но есть и большое количество задач, над которыми надо продолжать активно работать.

Поэтому всем желаю здоровья, хорошего настроения, и тогда у нас все будет хорошо в этом году.

Спасибо!

Тэги: