РБК: инстаграмм губернатора Васильева “накурчивают” боты

Рейтинг губернатора Кировской области Игоря Васильева крайне низкий в регионе. Региональная элита считает Игоря Васильева “хромой уткой”, которая вряд ли переизберется на второй срок.

Предполагаем, что Управление массовых коммуникаций Кировской области решило исправить ситуацию и повысить рейтинги “шефа” в Инстаграмме, нагнав ботов. По данным федерального издания РБК губернатор Кировской области входит в пятерку глав российских регионов, у которого более 40% ботов среди подписчиков в сети Instagram.

Средний процент ботов в аудитории Instagram-аккаунтов российских губернаторов составил 30,4%. Это следует из расчетов, приведенных Центром политической конъюнктуры (ЦПК) в докладе «Мнимая популярность. Анализ активности губернаторов в сети Instagram».

В пятерку губернаторов — лидеров по доле ботов среди подписчиков в Instagram вошли глава Тувы Шолбан Кара-оол (63%), мэр Москвы Сергей Собянин (53%), лидер Северной Осетии — Алании Вячеслав Битаров (52%), глава Кировской области Игорь Васильев (50%), руководитель Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов (48%).

Эксперты ЦПК подсчитали долю ботов среди подписчиков губернаторов при помощи сервиса IG Audit, который анализирует количество постов, число подписчиков и подписок и по набору этих критериев вычленяет реальных подписчиков. Погрешность инструмента составляет около 8% (погрешность связана с тем, что каждый раз IG Audit формирует случайную выборку подписчиков и анализирует ее).

Кроме того, в ЦПК учитывали соотношение подписчиков и количества лайков и анализировали некоторые аккаунты подписчиков. Другим показателем, свидетельствующим о накрутках, ЦПК указывает соотношение подписчиков и количества лайков. Например, если на аккаунт губернатора подписаны почти 100 тыс. тыс. человек, но каждая публикация собирает в среднем только 700–800 лайков (менее 1% вовлеченности), относительно реальности подписчиков также возникают сомнения.

Опрошенные РБК эксперты сочли, что приведенные ЦПК подсчеты реалистичны. Сервис, с помощью которого анализировались аккаунты, обладает допустимой погрешностью, и приведенные данные сопоставимы с реальными, но, чтобы быть в этом полностью уверенными, нужно вручную проверять аккаунты, считает основатель коммуникационного агентства Hello Blogger Татьяна Иванова.

По мнению экспертов ЦПК, губернаторы и их команды делают выбор в пользу Instagram из-за эффективности фотографий с мест как яркого свидетельства работы губернаторов. Еще одним плюсом соцсети эксперты называют то, что она развивает быстрый рост аудитории (в три раза за полтора года, по данным Brand Analytics).

Пользователи Instagram значительно моложе аудитории «ВКонтакте» (ВК) и «Одноклассников», и на этой площадке нет таких строгих ограничений на политическую рекламу, как у ВК.

Instagram — медиаканал, чья аудитория и популярность среди рекламодателей растет много лет подряд, согласен с ЦПК Сахрай. Он называет эту соцсеть эффективной платформой для политических коммуникаций, если соблюдать оптимальную частоту постов и создавать контент с учетом реакции аудитории.

Эксперты указывают на зачастую номинальное присутствие в соцсети, после негласного указания из Москвы вести Instagram учетная запись создавалась только ради факта присутствия главы региона в соцсети. Они обращают внимание, что ранее губернаторы стали резко регистрировать блоги в Twitter и LiveJournal, а после смены политической конъюнктуры резко забросили свои странички.

Татьяна Иванова называет Instagram основной площадкой для коммуникации не только для губернаторов, но и для глав районов, депутатов в большинстве регионов. «Письма, сообщения, отправленные на официальных сайтах, вызывают у пользователя ощущение коммуникации «в пустоту». Комментарии под фотографией — ощущение реального общения», — поясняет она. Для эффективного использования этой платформы она предлагает губернаторам не использовать ее шаблонно, выкладывая пресс-релизы и стандартные отчетные фразы, а проводить прямые эфиры, снимать видеоролики и делать опросы.

Эксперт Центра политической конъюнктуры Михаил Карягин считает, что пока губернаторы используют Instagram для самопрезентаций, а препятствием для эффективного использования площадки является большой процент ботов. Популярность в соцсети воспринимается политиками как самоцель, а не как ресурс, позволяющий мобилизовать в случае необходимости свой электорат, а десятки тысяч ботов в подписчиках только создают видимость его популярности, указывает эксперт.

Опубликовано admin - сб, 01/08/2022 - 02:12