Блокнот:"После перевозки вертолетом семьи полпреда Бабича на ЧМ-2018 военного летчика обвиняют в хищении 200 тонн керосина"

Мы уже не раз рассказывали вам историю военного лётчика Николая Виненко, вступившего в борьбу с владельцем агрохолдинга "Дороничи", структура бизнеса которого весьма запутана. Как и мы, издание «Блокнот» продолжает следить за судьбой офицера, которого после работы на агрохолдинг кировского олигарха-единоросса Константина Гозмана обвиняют в хищении 200 тонн топлива. По словам пилота, Гозман предоставлял услугу «вертолетного такси» многим высокопоставленным чиновникам и депутатам. По мнению экспертов, это можно расценивать как взятку. Однако, на скамье подсудимых скоро окажется сам лётчик Виненко. Ранее кировские силовики врывались с обысками в его дом и к родственникам, а весной 2021 года пытались задержать прямо на операционном столе в ростовской больнице, но проиграли в рукопашной схватке с медиками. Ожидается, что на днях летчику Николаю Виненко будет предъявлено официальное обвинение.

Ростовчанин Николай Виненко служил в спецподразделении Моздока по контртеррористическим операциям МВД РФ, в санавиации, за образцовую службу был поощрен министром МВД Рашидом Нургалиевым, в 24 года досрочно получил звание капитана, а когда перешел на «гражданку», возглавил компанию крупной сети «Хелипорты России», занимался организацией вертолетных площадок в донском регионе, работал инструктором и командиром экипажа. Кировскому олигарху и депутату Законодательного собрания Кировской области Константину Гозману нужен был именно такой человек.

Николай Виненко работал пилотом без нареканий несколько лет. Фото: Николай Виненко

Николай Виненко работал пилотом без нареканий несколько лет. Фото: Николай Виненко

— Больше трех лет назад, в июне 2018 года, я поступил на работу к Константину Гозману в «Дороничи». Меня пригласил мой товарищ, директор «Уральской вертолетной компании» Екатеринбурга. На тот момент компания, где я работал, закрывалась, условия предлагали выгодные. Приглашение мне прислал лично Гозман и собеседование я проходил непосредственно с ним. Мы проговорили с ним целый день. Он задавал мне множество вопросов: о том, где я работал раньше, какие задачи выполнял, что могу и умею делать, какой у меня опыт, сколько часов налёта и на каких вертолетах. Я видел, что во мне заинтересованы, видел, что перед собеседованием наводили обо мне справки.

Глава агрохолдинга «Дороничи» Константин Гозман и начальник УМВД России по Кировской области, генерал-майор Константин Селянин

Глава агрохолдинга «Дороничи» Константин Гозман и начальник УМВД России по Кировской области, генерал-майор Константин Селянин

— Что входило в ваши обязанности?

— Сначала мне говорили, что я должен возить руководителей фирмы и непосредственно самого Гозмана и летать по задачам сельхозпредприятия «Дороничи». В реальности это было не так. Распределялось, наверное, так: 5% полетов были по делам агрохолдинга, 95% — частные перелеты Гозмана и его коллег и знакомых. При этом компания не имела лицензии на перевозку пассажиров. Но, по сути, вертолет использоваться в этих целях. По указанию Гозмана мне передавали деньги за те часы, которые я выполнил. Я передавал их помощнику по корпоративным вопросам Александру Михайлову, он также давал мне указания по поводу полётов, которые я должен выполнить. Но полёты были в личных целях — на охоту, рыбалку. Перелёты выполнялись не только в Кировской области, но в Самарской, Ульяновской, Нижегородской областях, в республике Татарстан, Мордовии.

 

Бывший полпред президента РФ в Приволжском округе Михаил Бабич. Фото: wikipedia.org

Бывший полпред президента РФ в Приволжском округе Михаил Бабич. Фото: wikipedia.org

— Кого вы перевозили?

— Я перевозил друзей Гозмана, депутатов, сотрудников правительства и Законодательного собрания Кировской области, сотрудников МВД и иных силовых структур. Так, я перевозил Михаила Бабича, тогдашнего полпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе, нынешнего генерал-майора, замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству; министра сельского хозяйства и продовольствия Кировской области Алексея Котлячкова; руководителя следственного управления по Кировской области полковника юстиции Айрата Ахметшина; депутата Госдумы Рахима Азимова; посла Словакии Петера Ирипотена, кировского бизнесмена Михаила Зыкина; председателя правительства Кировской области Александра Чурина; губернатора Кировской области Игоря Васильева; бывшего заместителя председателя правительства Кировской области Андрея Плитко и других высокопоставленных лиц. Перевозил Бабича и Гозмана на охотбазу. Как я понял, там решались вопросы и с ним, и с губернатором Кировской области Игорем Васильевым, и с министром сельского хозяйства Алексеем Котлячковым. Велись разговоры в том числе о госсубсидиях на агропредприятие. То есть Гозман выделял вертолет членам правительства, своим коллегам или друзьям, чтобы решать свои вопросы. Полетов было очень много. И я невольно был непосредственным свидетелем всех этих разговоров.

 

Николай Виненко перевозил всю верхушку власти Кировской области и не только.

Николай Виненко перевозил всю верхушку власти Кировской области и не только.

Я заполнял документы на полеты. Но на перелеты, которые проводились с иными лицами, мне документы делать запрещалось. Бухгалтерия их не отражала. После того как я предоставлял полетные документы, главный бухгалтер Галина Чупракова их исправляла: вносила совсем других людей и указывала иные цели, с которыми велись эти полеты. По бумагам, агрофирма брала на себя расходы, но те люди, которые реально летали на вертолете, получается, никогда на нём не летали. Фактически эти данные фальсифицировали.

— Из-за этого у вас и произошел конфликт?

— Конфликты возникали неоднократно. Бывало, из-за погодных условий лететь было нельзя, и я об этом говорил. Но меня заставляли. По сути, от меня требовали, чтобы я нарушал авиационные правила, рисковал жизнью пассажиров, то есть, по сути, толкали на преступление. На это мне заявляли: «Мы тебе платим зарплату, поэтому делай, как мы говорим». В апреле 2020 года мы летели из Ульяновской области в «Дороничи». Погода испортилась. Я принял решение уйти на запасной аэродром в Казань. После этого на меня обрушился шквал негодования. Коллеги и друзья Гозмана, которых я перевозил, буквально тыкали мне в спину и говорили: «Пилот, тебе платят зарплату, рули, куда надо». Вертолет я посадил в Казани. После этого случая я ушел в оговоренный ранее отпуск. А когда вышел из него, на меня началось давление. И Гозман начал предъявлять мне якобы хищение топлива, которое использовали в течение двух лет. В итоге было возбуждено уголовное дело по хищению на сумму 3 миллиона 660 тысяч рублей.

 

Из-за того что летчик слишком много знал, его начали преследовать даже во время лечения в больнице.

Из-за того что летчик слишком много знал, его начали преследовать даже во время лечения в больнице.

— Как вы узнали о том, что на вас завели дело?

— Я написал заявление на увольнение по собственному желанию и 21 мая 2020 года пришел получать свою трудовую книжку. До этого дела передали инженеру Андрею Рахубовскому. Работала комиссия, в составе её были начальник службы собственной безопасности Игорь Елькин, бухгалтер Галина Чупракова, учетчица ГСМ Татьяна Шамова, которая потом, кстати, объявила, что она на самом деле специалист по животноводству. Никаких нарушений выявлено не было. И никаких претензий ко мне не было. Но как мне потом стало известно, заранее был составлен некий акт о том, что они обнаружили хищение около 200 тонн керосина — того самого топлива, на котором я выполнял полёты около двух лет. Но это было бы нереально сделать. На моей вертолетной площадке было много камер видеонаблюдения, было КПП, на предприятии была пропускная система. Тем не менее, Шамова принесла огромную стопку документов, и меня заставляли их подписать. Я не стал. Тогда по команде Елькина в кабинет зашли три сотрудника полиции, и они сразу предъявили мне постановление о возбуждении уголовного дела по статье 159 УК РФ - мошенничество в особо крупном размере, а также по 174 УК РФ — легализация денег путем обмана.

 

— Как развивалась ситуация дальше?

— Давление началось сразу же. Пытались вызвать конвой, взять меня под стражу. На протяжении года, пока дело находилось в ОБЭП, шли обыски дома у меня и у моих близких — даже у бабушки, которая передвигается в ходунках! Все для того, чтобы я подписал нужные документы.

 

Пилот находился в операционной, когда его хотели выкрасть.

Пилот находился в операционной, когда его хотели выкрасть.

В апреле этого года я заболел ковидом, были серьезные последствия. Мне потребовалась операция. Я лег в поликлинику СКЖД Ростова-на-Дону в хирургическое отделение. Когда шла операция, и я находился на операционном столе, в медучреждение ворвались сотрудники кировского МВД и силой попытались меня забрать.

— Расскажите подробнее об этом. Что значит «забрать силой»?

— Пока я был на операционном столе сотрудники кировского МВД во главе со следователем Самыловым ворвались в больницу и потребовали предоставить меня. Они сказали, что я должен подписать какие-то документы. Врачи объяснили им, что я под наркозом, без сознания, и это просто невозможно. Это продолжалось трое суток. Полицейские в разгар пандемии проходили в больницу без бахил, без ПЦР-тестов, приезжали на гражданской машине, без командировочных, неизвестно на каком основании. Позже, когда мы с защитником делали запрос в МВД Кировской области, оказалось, что официально никого из этих сотрудников в Ростове не было. И другие пациенты, и врачи, и руководство больницы — все были просто в шоке об этой ситуации. Это был настолько скандальный случай, что мне просто пришлось звонить обращаться к журналистам в редакцию «Блокнота», также к известной правозащитнице, юристу Екатерине Гордон. Это вызвало общественный резонанс, о моей истории узнали многие люди не только в Кировской области. Это помогло меня отбить у тех людей, которые, словно в 90-е, хотели меня похитить. Скорее всего, по заказу Константина Гозмана.

— Все это время вас пытались привлечь за хищение топлива, но вы утверждаете, что за него не отвечали.
— Следствие установило, что в агрохолдинге «Дороничи» я не был материально ответственным лицом. Бухгалтер Галина Чупракова говорила, что я что-то подписывал, но по факту мне перевыставляли документы. Накладные на топливо подписывало руководство. Меня просили их подписать. По сути это был подлог. Позже выяснилось, что инвентаризация вообще не проводилась в течение двух лет и учета ГСМ не было никакого — не было ни журналов получения топлива, ни журналов слива-отстоя топлива. Позже мой защитник спрашивал, как в таком случае установили факт хищения. Чупракова ответила, что был «виртуальный» склад. При получении топлива оно сразу списывалось, потому что его просто не было, где хранить. Никто даже не выезжал на вертолетную площадку и не делал замеры. «Все было хорошо», и «мне доверяли», но потом выяснилось, что я всех обманул и топливо украл.

— Вы знаете, откуда вообще поступало это топливо?
— Заключали официальные договоры со сторонними фирмами -"Уральские вертолетные авиалинии», „Доступное небо“. В последней директором работала моя сводная сестра. Потому поначалу руководство агрохолдинга пыталось доказать, что всеми действиями компании „Доступное небо“ на самом деле вместо неё руководил я и будто бы я выводил через эту компанию деньги. Агрохолдинг „Дороничи“ даже подал в суд на „Доступное небо“, требуя вернуть долги, но проиграл. Там же, на суде было установлено, что я не подписывал ни один документ и в целом не был материально ответственным лицом. Но следователь отказался приобщить решение этого суда к делу. При этом, насколько я знаю, агрохолдинг получал субсидии от государства — в том числе и на топливо.

 

Невиновность Виненко косвенно уже была доказана в Арбитражном суде.

Невиновность Виненко косвенно уже была доказана в Арбитражном суде.

— Вы предполагаете, что за счет вас пытаются скрыть махинации с топливом?

— Да. Но я считаю, что эта история связана ещё и с теми людьми, которых я перевозил. Это депутаты, члены правительства Кировской области, губернатор, руководители различных надзорных органов и силовых структур. Я просил привлечь всех этих людей в качестве свидетелей, но ни одно из 15 моих ходатайств не удовлетворили. Все эти люди имеют возможность оказывать давление на ход следствия. Так, я много раз просил перенести следствие в Ростовскую область, поскольку постоянно живу здесь, но следователи сослались на то, что потерпевших больше в Кировской области. Я думаю, они просто всеми силами стараются не допустить переноса, потому что иначе следствие будут вести, как положено, и будет видно, что состава преступления просто нет, а в Кировской области можно всё решить. Я думаю, здесь вообще есть умысел одного человека — Константина Гозмана, и именно он всем руководит и даёт по поводу всего указания. Он пытается решить вопросы в суде, пытается решить вопросы со следствием, и всё для того, чтобы я понес наказание по сфальсифицированному делу — фактически за ту работу, которую я добросовестно выполнял. Претензий-то ко мне в течение двух лет не было.

 

Кандидат от „Единой России“ Александр Михайлов.

Кандидат от „Единой России“ Александр Михайлов.

— Ваша история получила такой резонанс, что повлияла даже на выборы в Кировской области.
— Сейчас я состою в партии КПРФ. Но вообще поначалу я не планировал заниматься политической деятельностью. Но моя история и многие подобные истории, где происходит настоящий беспредел, просто вынудили меня пойти на такой шаг, чтобы иметь возможность как-то защитить себя и других людей. Сейчас я являюсь членом территориальной избирательной комиссии Нововятского района с правом решающего голоса. Когда проходили выборы в Госдуму, я выполнял свои обязанности — развозил документы, организовывал работу УИКов и так далее. Но до начала выборов я зафиксировал факт предвыборной агитации, которую незаконно вел кандидат от „Единой России“, я обратился по этому поводу в суд. Этот кандидат, Александр Михайлов, был фактически выдвиженец Константина Гозмана. И он не прошёл в депутаты по количеству голосов. Гозман же не баллотировался в этом году. „Единая Россия“ после скандала просто не выдвинула его кандидатом. Я считаю, что причиной их неудачи в том числе послужила и история со мной. После того как прошли выборы, и кандидат Гозмана не стал депутатом, агрессия по отношению ко мне усилилась.

— Расскажите, что происходит сейчас.
— За мной продолжается слежка. Мой телефон и телефоны моих родных прослушивают. Моим работодателям звонят с целью очернить меня. Сейчас мне пытаются вменить то, что во время выборов за подделку результатов я взял взятку. Но на самом деле, конечно, никаких взяток я не брал. Я считаю, что с меня хотят лишить статуса спецсубъекта, чтобы вернуть сфабрикованное уголовное дело из следственного комитета обратно в полицию.

 

Сейчас летчику собираются предъявить обвинение.

Сейчас летчику собираются предъявить обвинение.

 

7 октября мне собирают предъявить обвинение. Обвинение в том, чего я не совершал — мошенничестве и легализации денежных средств. По сути расследование в следкоме не изменило ничего из того, к чему пришли в кировской полиции. Я просто выполнял свою работу, и теперь должен за это отвечать. Но ни в МВД, ни в Следкоме Кировской области не хотят справедливо вести следствие. Поэтому мне придется обращаться к председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину и генеральному прокурору Игорю Краснову. Доказательства своей невиновности и все необходимые документы я уже собрал.

Крупнейший производитель сельхозпродукции в Кировской области, агрохолдинг „Дороничи“, занимает 70% рынка региона. Холдинг был основал в 1963 году. Поначалу это был пригородный совхоз, специализирующийся на свиноводстве. Затем „Дороничи“ стали крупнейшим пищевиком Кировской области. Компания реализовала колбасные изделия и мясные полуфабрикаты, овощи, молоко.

 

На жену Николая также оказывали психическое давление.

На жену Николая также оказывали психическое давление.

 

Как считают Николай и его защитник, предприятие „Дороничи“ имеет серьезного покровителя, поскольку ни одно из силовых ведомств не провело там ни разу никакой реальной проверки. Не допросили до сих пор и Константина Гозмана — непосредственного участника событий, гендиректора агрофирмы „Дороничи“, покупавшего вертолет „для сельскохозяйственных нужд“ и нанимавшего на работу Николая Виненко. При этом предприятие получает огромные дотации на развитие от государства.

Вертолет Airbus 130, на котором Николай Виненко перевозил всю верхушку власти, компания, по сведениям самого летчика, приобрела в мае 2020 года. На тот момент он уже был ресурсный, то есть „б/у“ с наработкой 1,5 тысячи часов и стоил 160 миллионов рублей. Новый такой стоит около 300-320 миллионов рублей. Вертолет расходует примерно 250-300 литров топлива в час. При этом коммерческий час такого полета стоит от 150 до 200 тысяч рублей — в среднем по России.

Константина Гозмана называют хозяином Кировской области. Он является экс-депутатом Заксобрания Кировской области и совладелецем агрохолдинга „Дороничи“, ежегодная выручка которого — почти 4 миллиарда рублей. В 2018 году Гозман, по данным Life.ru заработал 194,7 миллиона рублей и задекларировал три земельных участка по 1,2 тысяч кв. м и дом. Личной машины у него нет.

Также Константин Гозман, по некоторым данным, является не только крупным предпринимателем в сельскохозяйственной отрасли, но также активно занимается строительным бизнесом.

В рейтинге доходов госслужащих — 2020 „Форбс“ Константин Гозман занял 66 строчку с доходом в 240 млн рублей. При этом, как пишет moscow-post.ru, структура бизнеса предпринимателя весьма запутана. Предприятия банкротятся, поглощаются, переоформляются на лиц, которых противники олигарха считают номиналами.

Опубликовано admin - пт, 10/08/2021 - 15:42