Автомобилисты обратились за помощью к Сергею Мамаеву в связи с незаконными задержаниями транспортных средств сотрудниками ГИБДД Кировской области

С недавних пор в разных регионах Российской Федерации сотрудниками региональных подразделений ГИБДД МВД проводятся массовые незаконные задержания транспортных средств, растаможенных и зарегистрированных на территории Республики Армения и далее ввезенных на территорию РФ гражданами РФ в целях личного пользования.

В отношении собственников указанных транспортных средств выносятся постановления об административном нарушении, предусмотренных  ст.ст. 12.1, 12.3  КоАП РФ. Основанием для вынесения такого постановление является отсутствие у водителей «таможенной декларации» на указанные ТС и отсутствие постановки на учет (регистрации) в региональном ГИБДД. 

Основанием для таких внезапных действий стал внутренние рекомендации ГУ ГИБДД МВД РФ генерал-лейтенанта Черникова М.Ю. от 29.06.2020г. № 13/12-П-5574 начальнику ЦСН БДД МВД России, руководителям подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне о проведении мероприятий по надзору на дорогах за транспортными средствами с регистрацией в Республике Армения (рекомендации взяты из сети интернет).

С 2017 года Северо-Кавказское Таможенное управление РФ на КПП «Верхний Ларс», со ссылкой на п. 5 ст. 260 ТК ЕАЭС (транспортные средства, зарегистрированные на территории стран членов ЕАЭС, при перемещении по этим странам для личного пользования, не декларируются) перестала проводить мероприятия по таможенному декларированию, а также оформлению временного ввоза транспортных средств, зарегистрированных на территории Республики Армения.           

Более того, Таможенная служба в своих ответах на запросы граждан, подтверждала отсутствия необходимости на декларирование и оформления временного ввоза на машины с армянским учетом (ответ на обращение от 25.06.2020 года № 35-33 / Д-0335 от Северо-Кавказского таможенного управления, ответ на обращение от 31.10.2018 №04-35/Д-6223 от Главного Управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России).     

Даже в своем недавнем ответе от 20.07.2020г. № 04-40/Д-6560 ФТС РФ подтверждает, что транспортные средства, выпущенные в свободное обращение в Республике Армения, на территории Российской Федерации временному ввозу не подлежат, ввиду отсутствия предусмотренного законодательством такой обязанности.                   

Также Таможенная служба подтверждает свою позицию о том, что ТС зарегистрированные на территории Республики Армения не подлежат таможенному декларированию, ввиду п. 5 ст. 260 ТК РФ.

В соответствии с п. 2.1 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 (ред. от 26.04.2020) "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", «Регистрация транспортных средств, за исключением транспортных средств, зарегистрированных на территории государств - членов Евразийского экономического союза или временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 6 месяцев, осуществляется с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных знаков.

Учитывая официальную позицию ФТС РФ, порядка 300 000 граждан РФ с 2018 по 2020 год ехали в Армению, покупали себе машину и везли в Россию.    

При этом, ни одному владельцу таможенная служба на границе с Грузией не декларировала транспортное средство и не оформляла временный ввоз, ссылаясь на вышеупомянутую статью Таможенного кодекса ЕАЭС.

У управления ГИБДД и сотрудников ДПС все это время, более 3х лет, не возникали претензии к владельцам машин с армянским учетом.  

Ситуация изменилась в первой половине июля 2020 года! По всей территории России начались тотальные рейды сотрудников ДПС ГИБДД.   При этом эти рейды касаются только транспортных средств, зарегистрированных в Республике Армения, но не касаются других участников дорожного движения, зарегистрированных в странах членах ЕАЭС, таких как Казахстан и Беларусия. Что говорит, в том числе, о дискриминации.

В обоснование своей позиции УГИБДД ссылается на п. 35 Договора о присоединении Республики Армения к договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.          

Указанный пункт договора предусматривает, что транспортные средства, ввезенные на территорию Армении после 10.10.2014 года и до 01.01.2020 года и растаможенные не по единым таможенным тарифам ЕАЭС (Армения получила льготный 5 летний период для растаможивания машин по старым тарифам), в других странах членах ЕАЭС считается иностранным товаром.

Такое транспортное средство может быть ввезено на территорию других стран членов ЕАЭС временно лицом, постоянно проживающим в Армении, либо иными лицами, но в таком случае необходимо доплачивать разницу между растаможенными тарифами и тарифами ЕАЭС.  

При этом, у самой Таможенной службы Российской Федерации по этому поводу за все это время какие-либо претензии к гражданам, ввезшим ТС с армянским учетом на территорию России, не возникали, каких-либо претензий таможенного характера ни одному гражданину до сих пор не предъявлено.         

Сотрудники ГИБДД, фактически присвоили полномочия Таможенной службы, требуют с граждан доплатить таможенную разницу и ставить ТС на российский учет. 

При этом, арестовывая транспортные средства граждан с указанным требованием, сотрудники ГИБДД даже не устанавливают, ввезено ли указанное транспортное средство в Армению до 10.10.2014 года или после, ввиду отсутствия у них единой таможенной базы, что нарушает еще и п.4 ст.1.5 КОАП, где говорится, что «Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица».

Требования ГИБДД не выполнимы, т.к. зарегистрировать ТС с армянским учетом в местном отделении МРЭО ГИБДД невозможно, ввиду не проведения Таможенной службой РФ на КПП «Верхний Ларс» процедур по декларированию и временному ввозу, отсутствия таможенных документов.  

При этом, делается попытка возложить всю вину за сложившеюся обстановку на самих граждан, обвиняя их в уклонении от растаможивания ввезенных транспортных средств, попытке обмануть посредством правовых лазеек государство и пр.

Но, тогда возникает логический вопрос: если граждане все это время нарушали закон, уклонившись от платы таможенных пошлин и регистрации транспортных средств, то чем тогда были заняты Таможенная служба и ГИБДД?   

Первый из них отказывался проводить процедуры декларирования, выпустил через таможню почти 300 000 машин, второй - не предъявлял гражданам ни одной претензии вплоть до июля 2020 года!

В настоящее время около 300 000 россиян находятся в страхе потерять свои автомобили, лишиться последнего, лишиться средства передвижения для своих семьей. Фактически владельцы машин с армянским учетом сегодня поставлены в тупик. Ехать обратно в Армения для продажи машин они не могут, т.к. закрыты границы. С какой целю государство ставит почти 300 тысяч человек, потративших свои кровные деньги, а кто-то и в кредит, в такое тяжелое положение?                  

Во время пандемии страх потерять автомобиль особо усиливается на фоне массовой безработицы, потери бизнеса и снижении дохода, а ведь и так люди покупали автомобили в Армении именно из-за низкой цены по сравнению с ценой в России, для большинства это была покупка в кредит, в долг или на последние деньги. Более того, большинство владельцев микроавтобусов – это многодетные семьи, так как недорогой и надежной альтернативы минивэнам в России просто нет.             

При этом, хотим обратить внимание, до 01.07.2020 года, каких-либо правовых проблем с указанными ТС не возникало!

Наоборот, ответы из государственных органов, ФТС РФ, УГИБДД МВД РФ  гласили о законности нахождения упомянутых транспортных средств на территории РФ.        

Резкая смена трактовки правовых норм не может способствовать стабильности и доверии к государству, создает чувство правовой незащищенности и беспомощности у граждан. Боле того, согласно п.4 ст.1.5 КОАП РФ «Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица». Но даже это не учитывается органами власти.

Считаем необходимым выработать комплекс правовых и превентивных мер для решения сложившихся правовых коллизий, с учетом интересов как автовладельцев, так и государства. Ввиду образовавшихся коллизий между Гл. 37 (ст. 260, 262, 264, 266) Таможенного кодекса ЕАЭС, п. 31, 35 Договора о присоединении Республики Армения к договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, п. 3 ст. 15 Федерального закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", абзац 1 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в целях их разрешения, предлагается следующее:   – Принять меры по признанию факта не обеспечения выполнения со стороны Республики Армения требований п. 31, 35 Договора о присоединении Республики Армения к договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, выразившемся в допущении регистрации транспортных средств, условно растаможенных и выпущенных на территории Республики Армения, за гражданами стран членов ЕАЭС, постоянно не проживающими на территории Республики Армения, выпуска таких транспортных средств за пределы Республики Армения.   – Принять меры по признанию невозможности соблюдения п. 31, 35 Договора на территории Российской Федерации, ввиду прямой коллизии между указанными пунктами и Главой 37 ТК ЕАЭС, а именно: невозможность императивного декларирования и оформления временного ввоза на транспортные средства, зарегистрированные на территории Республики Армения и ввезенные на территорию Российской Федерации.                        – Принять меры по признанию того, что с 01.01.2018 г. по настоящее время Федеральной таможенной службой через КПП «Верхний Ларс» на территорию Российской Федерации произведен выпуск в свободное обращение транспортных средств, состоящих на учете в Республике Армения. Указанные транспортные средства с даты выпуска в свободное обращение на территории Российской Федерации в силу ст. 262 ТК ЕАЭС приобрели статус товара таможенного союза.    – Принять меры по признанию невозможности распространения на такие средства положений п. 3 ст. 15 Федерального закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", абзаца 1 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ввиду не декларирования Таможенной службой России таких транспортных средств и отсутствия единой базы о времени нахождения таких транспортных средств на территории Российской Федерации.

– В целях окончательного определения статуса таких транспортных средств, и с учетом уже фактического их выпуска в свободное обращение на территории Российской Федерации, с учетом ситуации с закрытием границ, предлагается не позднее 01.01.2021 года провести «Таможенную амнистию», то есть таможенное оформление и выдача ПТС на ввезенные с 01.01.2018г. на территорию Российской Федерации транспортные средства, без уплаты разницы таможенных пошлин и с последующей постановкой их на учет в Российской Федерации в установленный десятидневный срок, как если бы эти транспортные средства были растаможены в Республике Армения до 10.10.2014 года. – Направить рекомендации УГИБДД МВД РФ о приостановке проводимых мероприятий и инициирования административных производств по основаниям нахождения таких транспортных средств на территории Российской Федерации до 01.01.2021 года, в случае переноса этого срока, до фактического назначения даты окончания «Таможенной амнистии».       – В случае положительного отклика и приостановки задержаний транспортных средств, разработать законопроект о правовом положении транспортных средств с армянским учетом на территории Российской Федерации.

             

Опубликовано admin - ср, 08/12/2020 - 09:37