Сельское хозяйство Кировской области. Requiem

Requiem – заупокойная месса (лат. Missa pro defunctis) в католической церкви латинского обряда. Называется по начальным словам интроита «Requiem aeternam dona eis, Domine» («Покой вечный даруй им, Господи»), которым открывается традиционная (григорианская монодическая) заупокойная месса. По-видимому, именно к такому печальному итогу может привести текущая политика регионального правительства по отношению к сельскому хозяйству Кировской области. А что будет с продовольственной безопасностью региона? Вопрос риторический.

В ходе проверки законности и результативности использования бюджетных средств, направленных на оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям мер государственной поддержки, связанных с технической и технологической модернизацией сельского хозяйства, за 2014-2016 годы в рамках государственной программы Кировской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 2013-2020 годы» аудиторы региональной КСП обнаружили многочисленные нарушения.

Как официально указано в госпрограмме «Развитие АПК», одной из причин, сдерживающих рост производства сельскохозяйственной продукции и напрямую влияющей на её конкурентоспособность, является неудовлетворительное состояние основных фондов производства. Подавляющее большинство сельскохозяйственной техники выработало свой срок службы и требует повышенных затрат на поддержание машинно-тракторного парка и технологического оборудования в работоспособном состоянии. Износ тракторов в области составляет 80 %, комбайнов – более 40 %. Высокая степень износа приводит к тому, что более 20 % техники не принимает участия в технологическом процессе.

По данным Кировстата техническое обеспечение сельскохозяйственных организаций Кировской области в 2014-2016 г.г. снизилось по разным видам техники в среднем на 16 %:


Наименование техники

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2016г./2014г.

Тракторы всех марок

6 732

6 473

5 961

89%

Плуги

1 418

1 362

1 216

86%

Культиваторы

1 445

1 373

1 240

86%

Машины для посева

1 501

1 419

1 287

86%

Сеялки

1 350

1 266

1 126

83 %

Косилки

1 240

1 192

1 114

90%

Жатки валковые

220

206

185

84%

Зерноуборочные комбайны

1 016

945

826

81 %

Кормоуборочные комбайны

507

484

456

90%

Картофелеуборочные комбайны

44

43

38

86%

Льноуборочные комбайны

14

14

7

50%

Доильные установки и агрегаты

693

685

664

96%


Кроме того, по данным Кировстата, за период 2014-2016 годов средний коэффициент ликвидации сельскохозяйственной техники (тракторы, жатки, плуги, культиваторы, машины для посева, зерноуборочные, кормоуборочные, картофелеуборочные комбайны) превысил коэффициент ее обновления в 1,4-11,9 раз.

По темпам сокращения сельскохозяйственной техники Кировская область находится на 2-4 местах (по видам техники) среди регионов Приволжского федерального округа. Более высокие темпы сокращения (по разным видам техники) отмечаются только в Республике Башкортостан, Удмуртской и Чувашской республиках, Оренбургской и Нижегородской областях.

Отрицательная динамика сложилась не только по общему количеству техники, но и по энергетическим мощностям, обеспечиваемым наличным парком техники в сельхозорганизациях Кировской области. Снижение за три года составило 8 %:

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2016г./2014г.

Кировская область, в т.ч.

1949,9

1909,6

1790,9

92%

тракторы (включая тракторы, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины)

723,2

710,9

657,7

91 %

комбайны и самоходные машины

297,2

287,6

269,7

91 %

автомобили

512,5

502,8

469,5

92%

прочих механические двигатели

5,8

5,8

5,9

102%

электродвигатели и электроустановки

411,0

402,4

387,9

94%

рабочий скот в пересчете на механическую силу

0,3

0,2

0,2

67%

Как отмечают в КСП, в проверяемом периоде от сельскохозяйственных товаропроизводителей (СХТГГ) на получение субсидий поступила 871 заявка, по которым было произведено возмещение затрат на приобретение более 4,5 тыс. единиц сельскохозяйственной техники и оборудования:

Год

Количество заявок СХТП, ед.

Количество объектов техники, ед.

из общего количества техники по ставке субсидии:

15%

30%

50%

2014

341

1342

1263

0

79

2015

242

1434

1272

17

145

2016

288

1761

1761

0

0


Причём, в проверяемом периоде просубсидированы только заявки СХТП, поступившие в министерство в 2013-2015 годах (до приезда Игоря Васильева в Кировскую область). В связи с недостаточным объемом средств не предоставлены субсидии по 375 заявкам за декабрь

2015 года и весь 2016 год на общую сумму 338 382,86 тыс. руб.

Всего субсидии в 2014-2016 годах получили 200 СХТП, ежегодно число получателей составляло менее 8% от общего количества хозяйствующих субъектов (организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских фермерских хозяйств), заявивших при государственной регистрации основными видами деятельности «Растениеводство», «Животноводство»:

Таблица 4

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Количество организаций, ИП, К(Ф)Х на территории Кировской области, заявивших при государственной регистрации основными видами деятельности «Растениеводство», «Животноводство», ед.

1839

1861

1791

Количество СХТП, получивших субсидию, ед.

в % от общего количества

139

7,6

136

7,3

117

6,5

КСП отмечает, что в целом распределение субсидий в разрезе СХТП характеризуется высокой концентрацией бюджетных средств у отдельных производителей.

Так, 90 % от общего объема предоставленных субсидий сконцентрировано у 33 % СХТП.

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Всего

Сумма субсидий, тыс. руб.

314 617

260 481

176 034

751 132

Количество получателей, ед., в том числе:

139

136

117

200

получивших 50% от общей суммы субсидий

9

12

11

15

получивших 70% от общей суммы субсидий

21

22

23

28

получивших 90% от общей суммы субсидий

50

49

49

65

Наиболее крупными получателями субсидий являются следующие СХТП:


Наименование СХТП

Район/городской округ

Общая сумма субсидий за 2014-2016 гг., руб.

ООО СХГТ «Поломское»

Кирово-Чепецкий

62 392 084

ООО «СХП «Елгань»

Унинский

40 785 318

ООО «Агрофирма Строитель»

Уржумский

40 438 831

ООО «Лебяжское»

Лебяжский

25 695 333

ОАО «Племзавод «Мухинский»

Зуевский

23 823 847

ЗАО «Агрофирма Среднеивкино»

Верхошижемский

22 145 243

СПК «Красное Знамя»

Куменский

22 131 463

ООО «Агрофирма «Подгорцы»

Юрьянский

20 038 730

ЗАО «Заречье»

г. Киров

19 766 447

ООО «Агрофирма «Новый путь»

Орловский

19 619 284

На долю крестьянско-фермерских хозяйств приходится менее 1,5 % (11 млн. руб.) от общей суммы расходов областного бюджета на выплату субсидии по приобретению сельскохозяйственной техники и оборудования:

Показатель

2014-2016 гг.

Всего

СХТП организации

КФХ

Количество получателей

200

171

29

Сумма субсидий, тыс. руб.

751 132

740 131

11 001

Территориальное распределение субсидий характеризуется высокой концентрацией ресурсов в семи муниципальных районах области (55 % от общего объема субсидий):

Район

Общая сумма субсидии, руб.

Кирово-Чепецкий

74 939 861

Куменский

73 877 427

Уржумский

60 532 243

Зуевский

55 671 835

Советский

55 162 491

Оричевский

52 368 345

Унинский

42 109 628

ВСЕГО

414 661 830

По мнению Контрольно-счётной палаты, достижению целей и задач государственной программы, на которые ориентированы проверяемые мероприятия, в целом на территории области препятствуют недостаточные финансовые возможности СХТП и областного бюджета, низкий уровень вовлечённости в реализацию мероприятий малых и средних хозяйств и высокая концентрация получателей субсидий в узком круге муниципальных районов. Это может свидетельствовать о необходимости доработки механизма предоставления государственной поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства.

Аудиторы КСП отмечают, что из шести муниципальных районов, хозяйства которых получили 50 % от общей суммы субсидий, за 2014-2016 гг. положительная динамика по количеству энергетических мощностей отмечается только в Оричевском и по отдельным видам техники в Кумёнском районах:

Район

Изменение в 2014-2016 годах энергетических мощностей, тыс. л. с.

тракторы (включая тракторы, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины)

комбайны и самоходные машин

автомобили

прочие механические двигатели

электродвигатели и электроустановки

Кирово-

Чепецкий

-12,41

-5,19

-11,79

0,00

-6,45

Куменский

-11,93

-1.47

+7,23

-0,01

+5,86

Уржумский

-0,58

-1,71

-0,39

-0,06

-0,95

Зуевский

-0,89

0,00

-0,39

-0,26

-0,88

Советский

-5,93

-2,25

-6,92

0,00

-0,37

Оричевский

+0,98

+0,63

+0,04

+0,07

-0,82

КСП также провела проверку выполнения условий и цели предоставления субсидии сельхозтоваропроизводителям.

Как отмечают аудиторы КСП, постановлением Правительства Кировской области от 04.05.2008 № 130/143 утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на приобретение современных сельскохозяйственной техники и оборудования убойных пунктов и (или) уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым министерство осуществляет предоставление сельскохозяйственным производителям мер государственной поддержки — субсидий на возмещение затрат на приобретение современных сельскохозяйственной техники и оборудования убойных пунктов и (или) уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга).

В соответствии с Порядком предоставления субсидий СХТП вправе обращаться за получением субсидии в течение всего календарного года, а соглашения о предоставлении субсидий заключаются министерством с СХТП в начале финансового года (январь-февраль).

Сроки перечисления министерством субсидии по поступившим заявкам Порядком предоставления субсидий и соглашениями не установлены.

Для получения субсидии СХТП должен соответствовать нормативно установленным требованиям:

финансовая устойчивость с показателем не менее 13,5 балла либо рост общей выручки реализации продукции;

сохранение или рост объемов производства молока;

проведение в последнем завершенном году искусственного осеменения маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления продуктивности;

сохранение или увеличение маточного поголовья сельскохозяйственных животных;

реализация за последние два года семян зерновых, зернобобовых культур и картофеля;

обеспеченность кормами по состоянию на 1 октября года, предшествующего году обращения за субсидией.

Вышеуказанные условия предполагают, что вновь созданные СХТП не имеют права на поддержку в форме субсидии, так как не могут представить сведения о результатах деятельности и их положительной динамике в течение 1-2 лет, предшествующих году обращения за субсидией.

Результаты контрольного мероприятия показывают, что министерством осуществляется предоставление субсидии без надлежащего подтверждения СХТП условия о наличии кормов.

Так, пунктом 2.4.2 Порядка предоставления субсидий установлено, что субсидия предоставляется при условии, что СХТП достигнута обеспеченность кормами не менее 15 центнеров кормовых единиц на условную голову сельскохозяйственных животных соответствующего вида по состоянию на 1 октября года, предшествующего году обращения за субсидией.

Проверкой установлены многочисленные случаи, когда субсидия предоставлялась министерством без подтверждения факта обеспеченности кормами: в 6 % просубсидированных заявок СХТП сведения о наличии кормов указаны по состоянию на иную дату: на начало года обращения за субсидией, на текущий месяц года, на 1 октября текущего года, что не соответствует требованиям Порядка предоставления субсидий. Общий объем субсидий, предоставленных с указанным нарушением, составил 99 789,98 тыс. руб.

Подтверждение факта обеспеченности кормами на нормативно установленную дату по заявкам СХТП 2013-2015 годов произведено министерством только в 2017 году в ходе контрольного мероприятия.

В ходе проверки также отмечено, что согласно Порядку предоставления субсидий, СХТП могут обратиться за получением субсидий и в конце календарного года, когда сведения об обеспеченности кормами на указанную дату (более 1 года назад) теряют актуальность. Кроме того, по мнению Контрольно-счётной палаты, данное условие ограничивает круг потенциальных получателей субсидий, исключая из их числа СХТП, финансово-хозяйственная деятельность которых предполагает не заготовку кормов и создание их запасов, а приобретение кормов по мере необходимости.

Итоги контрольного мероприятия показывают, что министерством не обеспечено выполнение установленных Порядком предоставления субсидий требований к подлежащей субсидированию сельскохозяйственной технике.

Так, согласно п. 2.5.2 Порядка предоставления субсидий субсидируемая техника должна быть включена в утвержденный данным порядком перечень сельскохозяйственной техники и оборудования убойных пунктов и соответствовать коду Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301.

В нарушение указанных нормативных правовых требований министерством приняты заявки СХТП и предоставлены субсидии на возмещение затрат на приобретение норий (устройства для вертикального подъема сыпучих материалов), которые по кодам классификатора отсутствуют в перечне техники. Всего выявлено 21 такое нарушение на общую сумму 1 362,62 тыс. руб. (ООО Агрофирма Колхоз «Путь Ленина», ООО СХП «Поломское», ООО «СХП «Елгань», СПК колхоз «Рассвет», ООО «Агрофирма Надежда», СПК колхоз «Большевик»).

Распоряжением департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от 09.02.2009 № 3 дополнительно утвержден перечень видов (марок, моделей) техники для семеноводства трав (далее - перечень техники для семеноводства трав).

Условие, что субсидируемая техника должна быть включена в данный перечень, установлено п. 2.5.2 Регламента представления и рассмотрения документов для предоставления в 2009-2015 годах субсидий из областного бюджета на возмещение затрат на приобретение современных сельскохозяйственной техники и оборудования убойных пунктов и (или) уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), утвержденного Распоряжением № 3.

Вместе с тем министерством в нарушение требований п. 2.5.2 Регламента приняты заявки и предоставлены субсидии на технику (транспортеры ленточные, транспортеры скребковые - 5 фактов), коды классификатора которой отсутствуют в перечне техники для семеноводства трав. Общая сумма неправомерно предоставленных субсидий составила 117,56 тыс. руб. (ООО «СХП «Елгань», ООО «Агрофирма Надежда»).

В ходе контрольного мероприятия выявлено, что средства субсидии были направлены на цели, не соответствующие целям ее предоставления, установленным п. 1 Порядка предоставления субсидий. Данный факт в соответствии с п. 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым расходованием средств областного бюджета.

Министерством предоставлены субсидии на возмещение затрат на приобретение объектов имущества, не относящихся к категории «техника»: произведено возмещение затрат на приобретение материалов - резинотехнической продукции (полимерные напольные покрытия, резиновые маты), которые не только не отвечают характеристикам тракторов, машин и оборудования, но и отсутствуют в перечне техники. При этом министерством указанная резинотехническая продукция, для которой установлен отдельный код классификатора, неправомерно отнесена к иному коду, включающего в себя исключительно машины и оборудование для выращивания и содержания животных.

Всего возмещены затраты семи СХТП на приобретение 3770 единиц и 4909,501 м2 напольных покрытий (ОАО «Племзавод «Мухинский», СПК племзавод «Соколовка», СХА (колхоз) им. Ленина, ООО Агрофирма «Новый путь», ООО «Агрофирма «Коршик», ООО Агрофирма Колхоз «Путь Ленина», ООО СХП «Поломское»).

При этом 60% просубсидированных напольных покрытий производства ОАО «Кировский ордена Отечественной войны I степени комбинат искусственных кож» (г. Киров) были приобретены у посредника – ООО «Смарт Дейри» (Пермский край).

Общая сумма нецелевых расходов бюджетных средств на возмещение затрат на приобретение резинотехнической продукции составила 3 975,07 тыс. руб.

По условиям п. 2.5.1 Порядка предоставления субсидий полученная СХТП техника должна быть новой (ранее не использованной). Однако перечень документов, подтверждающих выполнение данного условия, нормативно не определен.

В результате выполнение указанного требования при подаче заявки подтверждается только косвенными доказательствами: ссылкой на договоры с поставщиками, которые предусматривают, что приобретаемая техника новая. В то же время выявлены и факты отсутствия в договорах поставки сведений о том, что приобретаемая техника (оборудование) являлась новой (ранее не используемой). Отсутствует какое-либо подтверждение данного требования Порядка предоставления субсидий в заявках СПК колхоз «Большевик», СПК (колхоз) «Сунский», ООО «Агрофирма «Мухино», СПК Племзавод «Соколовка»,

ООО Агрофирма Колхоз «Путь Ленина», ОАО Агрофирма «Малмыж», ООО «Петровский», ОАО «Мокинское». Общая сумма субсидий, предоставленных по заявкам без подтверждения приобретения новой техники, составила 1 945,9 тыс. руб.

Встречные проверки СХТП показали, что провести объективную оценку выполнения данного требования не представляется возможным. Если для самоходной техники в качестве доказательств можно рассматривать технический паспорт самоходной машины, подтверждающий проведение первичной государственной регистрации техники при передаче в собственность СХТП, то в иных случаях документы о приемке не фиксируют, являются ли машины и оборудование новыми, что создает риск предоставления субсидий на технику, ранее находившуюся в эксплуатации.

В связи с этим, по мнению Контрольно-счётной палаты, необходимо нормативное закрепление процедуры подтверждения приобретения новой сельскохозяйственной техники.

В соответствии с п. 1 Порядка предоставления субсидий цель предоставления субсидий - возмещение затрат СХТП на приобретение техники. Согласно п. 2.9 Регламента требование об оплате на момент обращения за субсидией части стоимости техники в размере не менее подлежащей предоставлению суммы субсидии является обязательным условием предоставления субсидии. Вместе с тем министерством неправомерно приняты заявки на технику, которая не была оплачена в установленном размере.

Так, о заявкам АО «Прогресс» 2 сушилки зерновые шахтные С-40 оплачены только на 27 % при размере субсидии 50 %, зерноуборочный комбайн РСМ-142 Acros-585 оплачен на 24 % от его общей стоимости при размере субсидии 30 %. Кроме того, в заявке ООО «Агрофирма Надежда» зерноуборочный комбайн РСМ-142 Acros-580 оплачен на 17 % от его общей стоимости при размере субсидии 30 %.

Общая сумма субсидий, предоставленных с нарушением требований п. 2.9 Регламента за неоплаченную сельскохозяйственную технику, составила

4 111,34 тыс. руб.

Субсидия ООО «СХП «Елгань» была предоставлена с нарушением Порядка предоставления субсидий, устанавливающего обязательное условие о получении техники на момент обращения за субсидией. Фактически 6 доильных роботов Lely Astronaut А4 (RU) были получены ООО «СХП «Елгань» через 1,5 месяца после принятия министерством заявки на возмещение затрат на их приобретение. В нарушение п. 2.6 Порядка предоставления субсидий министерство перечислило ООО «СХП «Елгань» субсидию на возмещение затрат по приобретению указанных доильных роботов в сумме 8 450,49 тыс. руб.

По заявкам на получение субсидий, поступившим от СХТП до 01.01.2016, субсидия предоставлялась министерством в дифференцированном размере.

Пунктом 3 Порядка предоставления субсидий и пунктами 3, 3.1, 3.2, 3.3 Регламента установлены предельные размеры субсидий:

50 % стоимости техники – в случае получения техники для производства семян трав, а также (до 01.01.2015) доильных установок (роботов);

30 % стоимости техники – в случае получения техники для производства семян зерновых, зернобобовых культур или семян картофеля;

15 % стоимости техники – в случае получения техники иных видов.

С 01.01.2016 распоряжением министерства сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от 31.05.2016 № 46 дифференцированный размер субсидии отменен, установлена единая ставка – 15% от стоимости техники.

В ходе проверки отмечено, что расчеты для обоснования целесообразности более высокой ставки (30 % – 50 % стоимости техники) не производились.

В 2013-2014 гг. были предоставлены субсидии в размере 50 % от стоимости техники на общую сумму 133 млн. руб. на приобретение 30 роботизированных доильных установок. Из них большая часть (28 доильных роботов) субсидированы в 2014 г. - на общую сумму 127,8 млн. руб., получатели - 6 СХТП (СПК племзавод «Соколовка», ООО «СХП «Елгань», ООО СХП «Поломское», ООО «Андреевское», ООО «Агрофирма Строитель», ООО Агрофирма «Подгорцы»).

Причём, 5 из 6 СХТП приобрели технику (26 доильных роботов Lely Astronaut А4) у одного поставщика – ООО «Смарт Дейри» (Пермский край) по цене, в среднем на 6% (на 499,26 тыс. руб.) выше средней закупочной цены оставшихся двух доильных установок, приобретенных у других поставщиков. Следует отметить, что ООО «Смарт Дейри» не имеет сервисного центра на территории Кировской области, что создает риски снижения оперативности и увеличения стоимости сервисного обслуживания и ремонта доильных роботов (поставщики доильных роботов ООО Агрофирма «Подгорцы» имеют сервисные центры в г. Кирове).

Следует отметить, что министерство не осуществляло оценку результативности данного приоритетного, с более высокой ставкой субсидии, вида поддержки. В результате невозможно оценить соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса РФ, в том числе бюджетный и социально-экономический эффект от расходования средств областного бюджета (133 млн. руб.) на поддержку приобретения доильных роботов по ставке субсидии 50 %.

По условиям Порядка предоставления субсидии получение субсидии зависит от факта приобретения и получения техники, но условие об обязательной установке и эксплуатации техники на момент обращения за субсидией нормативно не установлено. Это позволило возместить затраты на приобретение доильных роботов, которые вводились в эксплуатацию в течение 3 лет после их приобретения: по состоянию на 30.03.2015 в эксплуатации находилось 10 из 30 субсидированных доильных роботов, на 01.04.2016 - 19 роботов, на 01.03.2017

- 28 роботов. Тем самым снижается результативность мероприятий государ­ственной программы и эффективность использования бюджетных средств.

В связи с тем, что Порядок предоставления субсидии не регулирует вопросы использования техники после получения субсидии, СХТП вправе в дальнейшем распоряжаться субсидированной техникой по собственному усмотрению без предъявления со стороны министерства каких-либо санкций. Это предоставляет СХТП возможность приобретать субсидируемую технику для нужд любых юридических либо физических лиц, не соответствующих условиям получения субсидии (не являющимся СХТП, имеющим низкий коэффициент финансовой устойчивости, задолженность по платежам в бюджет, находящимся в процедуре банкротства и т. д.).

Так, доильные роботы Lely Astronaut А4 не используются получившим на них субсидию ООО СХП «Поломское». Из 11 субсидированных единиц данной техники в своей деятельности ООО СХП «Поломское» использует только девять, два доильных робота Lely Astronaut А4, сумма субсидии по которым составила 8 898,31 тыс. руб., переданы другому юридическому лицу (ООО «Вихаревский») по договору аренды.

При этом установка 2 доильных роботов в ООО «Вихаревский», которое не соответствует условиям получения субсидии, планировалась еще при подаче ООО СХП «Поломское» заявки на субсидию, что свидетельствует об отсутствии у ООО СХП «Поломское» потребности в данной сельскохозяйственной технике. Вместе с тем субсидия была предоставлена на возмещение затрат на приобретение всех 11 заявленных доильных роботов.

Кроме того, ООО «СХП «Елгань» также передало другому лицу (ООО «СХП «Сибирь») оборудование и технику, на которую были получены субсидии в сумме 3 089,2 тыс. руб. (трактор с/х Jonh Deer 831 OR; дисковый глубокорыхли- тель Jonh Deer 2720-7-40; косилка фронтальная EasyCut 32Р; разбрасыватель ZAM 900; прицепной валкователь SWADRO 807; измельчитель кормов Seko Samurai 5500/135; стерневая комбинированная сеялка RapidRDA 600С).

В соответствии с п. 3 Порядка предоставления субсидий, пунктами 3.1 и 4.8 Регламента установлен повышенный размер субсидии (50 % от стоимости) для сельскохозяйственной техники, используемой исключительно в целях производства семян трав. За 2014 - 2016 гг. субсидии по ставке 50% предоставлены на 196 единиц техники (или 7 % от общего количества просубсидированной техники).

В то же время при формировании перечня техники для семеноводства трав в него включено оборудование, относящееся по коду классификатора к подгруппе «Сушилки для послеуборочной сушки зерна перед закладкой на хранение / зерновые (в том числе для трав: карусельные, лотковые, напольные) всех марок», что противоречит условию об использовании техники для производства семян трав.

Это позволило предоставить субсидии в повышенном размере на возмещение затрат на приобретение зерносушилок, не предназначенных для обработки семян трав, а именно: зерносушилки VESTA-ЗОГ, VESTA 20D Р1-С 20Ж, CF-25, Р1-С20Г VESTA, С-20, С-30, Р1-С30Ж VESTA, мобильная зерносушилка «Эксперт 19».

По заключению ФГУП ГЖБ НИИСХ Северо-Востока Россельхозакадемии и в соответствии с техническими характеристиками завода-изготовителя вышеуказанные зерносушилки предназначены исключительно для обработки семян зерновых, зернобобовых и масличных культур.

Дополнительно в ходе встречных проверок СХТП (ООО Агрофирма «Колхоз «Путь Ленина», СПК-колхоз «Рассвет», ООО «СХП «Елгань», АО «Мокинское», ООО «Агрофирма Надежда», АО «Прогресс) установлено, что одновременно с зерносушилками приобретена иная техника, которая устанавливается в единый зерносушильный комплекс и также субсидируется в размере 50% от ее стоимости: машины предварительной очистки зерна, машины вторичной очистки зерна, бункеры-накопители сухого и влажного зерна, зерноочистительный агрегат ЗАВ-20М, зернопроводы и др. Данные зерносушильные комплексы используются хозяйствами исключительно для обработки зерновых и зернобобовых культур.

Таким образом, министерством в повышенном 50-процентном размере субсидировалась техника, не предназначенная для производства семян трав, и которая фактически используется для обработки зерновых и зернобобовых культур.

Для подтверждения права на получение субсидии в более высоком размере СХТП по условиям Порядка предоставления субсидий достаточно представить документы о закладке и реализации семян (что само по себе не является подтверждением, что СХТП занимается производством семян трав). Не учитывается наличие сертификации СХТП на соответствие требованиям к семеноводческим хозяйствам.

Вместе с тем, по информации филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Кировской области в Реестре семеноводческих хозяйств Кировской области, сертифицированных в Системе добровольной сертификации «Россельхозцентр» на право производства, подготовки, фасовки и реализации семян многолетних трав числятся только 3 СХТП (или 23 %) из 13 проверенных и получивших данную субсидию – это СПК им. Кирова, ООО СХП «Поломское» и ЗАО «Заречье».

С учетом того, что вышеуказанные зерносушилки, а также зерносушильные комплексы не предназначены и не используются для производства семян трав, они подлежали субсидированию на общих основаниях – 15 % от стоимости техники.

В результате необоснованного субсидирования министерством излишне выплаченно субсидии на технику, фактически не используемую для производства семян трав, на общую сумму 66 486,05 тыс. руб.

В связи с тем, что установленный дифференцированный размер субсидии не обеспечил достижение результата – приобретение техники для производства семян трав, согласно статье 34 Бюджетного кодекса РФ, указанные расходы на сумму 66486,05 тыс. руб. являются неэффективными расходами бюджетных средств.

Необходимо отметить, что Порядком предоставления субсидий количество обращений СХТП за субсидией по одному и тому же виду техники не ограничено. Для получения субсидии на один объект техники СХТП дважды обращались в министерство: первоначально за выплатой субсидии в размере 15% от стоимости зерносушилки, повторная заявка направлялась уже на ставку субсидии 35%, что в суммарном выражении составило предельный размер субсидии – 50% от стоимости техники. Отсутствие ограничений по количеству заявок на одну технику привело к тому, что ОАО «Мокинское», обратившись дважды в министерство, получило на одну зерносушилку субсидию в общем размере 65%, что превысило предельный размер субсидии, установленный п. 3 Порядка предоставления субсидий и п. 3 Регламента, на 4 234,12 тыс. руб.

Результаты контрольного мероприятия показывают, что основной причиной выявленных нарушений является отсутствие надлежащего контроля за соответствием нормативно-правовым требованиям документов, предоставляемых СХТП на получение субсидии на этапе приема заявок.

Надлежащая оценка заявок не проводится органами местного самоуправления, осуществляющими отдельные государственные полномочия Кировской области по поддержке сельскохозяйственного производства, которые по условиям Порядка предоставления субсидий принимают и проверяют документы СХТП.

При этом органами местного самоуправления созданы комиссии по контролю за целевым, эффективным использованием бюджетных средств и достоверностью представленных документов по поддержке сельскохозяйственного производства. Решение о принятии пакета документов от СХТП к субсидированию производится коллегиально, оформляется решением комиссии, проводятся (должны проводиться) проверки достоверности предоставляемых СХТП документов на получение субсидии.

В свою очередь, министерством при получении документов из органов местного самоуправления, также не проводится надлежащая проверка заявок. Обязательные в соответствии с требованиями пунктов 6.8.2, 7.4, 8.4 Регламента заключения о соблюдении СХТП условий получения субсидий по результатам рассмотрения заявок с июня по декабрь 2015 г. и весь 2016 год министерством не оформлялись.

Как показали результаты проверки, за 2014-2016 гг. министерством не была возвращена ни одна заявка СХТП по основанию несоответствия условиям получения субсидии, хотя настоящей проверкой выявлены многочисленные факты несоответствия удовлетворённых заявок установленным нормативным требованиям. Это свидетельствует о формальном контроле министерства за соответствием нормативным требованиям документов, предоставляемых СХТП.

Аудиторы КСП отмечают, что проверка заявок, принятых в 2016 г., по которым субсидии до настоящего времени не предоставлены, показала, что в составе заявок имеются объекты имущества, не подлежащие субсидированию в соответствии с требованиями Порядка предоставления субсидий: резинотехническая продукция, нории, транспортер скребковый, ведро 6л. без крышки.

Кроме того, в нарушение требований п. 2Л Порядка предоставления субсидий в течение 2014-2016 гг. не проводилась обязательная оценка комплексности технологической схемы производственных процессов по механизации и автоматизации животноводства с применением подлежащей субсидированию техники. В связи с этим имеются риски предоставления субсидий на технику, которая не способствует сохранению или повышению эффективности сельскохозяйственного производства: производству продукции животноводства, заготовке кормов (в том числе зерна) в больших объемах или лучшего качества.

Необходимо отметить, что Порядком предоставления субсидии предусмотрена только оценка комплексности технологической схемы производственных процессов по механизации и автоматизации животноводства. Проведение подобной оценки в отношении техники для растениеводства вообще не предполагается.

Последующий контроль после предоставления субсидии, осуществляемый министерством на основании заключаемых с СХТП соглашений, также имеет низкую эффективность.

По условиям соглашения СХТП несет ответственность за целевое использование субсидии, обеспечивает возврат субсидий, полученных с нарушением условий предоставления в срок, установленный Порядком предоставления субсидии (не свыше 90 дней со дня получения требования).

Министерство в случае выявления после предоставления субсидии факта нарушения получателем условий ее предоставления направляет требование о возврате субсидии в течение 90 дней со дня его получения, обеспечивает взыскание субсидии в судебном порядке в случае отказа возврата в добровольном порядке.

За 2014-2016 гг. министерством проверено 12 % СХТП от общего количества получивших субсидии в 10 муниципальных районах области (Арбажский, Афанасьевский, Белохолуницкий, Верхошижемский, Даровской, Котельничский, Омутнинский, Орловский, Пижанский, Фалёнский):


Всего СХТП, получивших субсидии в 2014- 2016 годах, ед.

Количество проверенных СХТП,

Общая сумма проверенных субсидий, тыс. руб.

В % от общего объема предоставленных субсидий

единиц

в % от общего

количества

получателей

200

24

12

38 146,52

5,1

По условиям соглашений с министерством, СХТП – получатель субсидии обеспечивает целевое и эффективное ее использование, достижение значений показателей результативности. При этом показатели эффективности (результативности) субсидии соглашениями не установлены.

В государственной программе в качестве прогноза развития агропромышленного комплекса Кировской области зафиксировано, что для стабильного развития и проведения всего комплекса полевых работ в растениеводстве и в животноводстве необходимо коэффициенты обновления сельскохозяйственной техники довести в 2020 г. по тракторам до 4 % – 5 %, по зерноуборочным и кормоуборочным комбайнам - сохранить на уровне 2011 г. – 5 % и 7 % соответственно.

Вместе с тем планами реализации государственной программы установленный ожидаемый результат реализации мероприятий государственной программы не учитывает в качестве показателя коэффициент обновления техники.

Эффективность мер государственной поддержки оценивалась министерством по показателю «Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади».


Наименование

мероприятия

госпрограммы

Ожидаемый

результат

реализации

2014 г.

2015 г.

2016 г.

План

Факт

План

Факт

План

Факт

Содействие СХТП в обновлении машинно- тракторного парка, а также в приобретении оборудования убойных пунктов

Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади,

л. с.

163

163,8

129

130

130

138

В соответствии с отчетами о ходе реализации государственной программы за 2014-2016 гг. плановые значения показателя «Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций» в проверяемом периоде были достигнуты. Однако достигнутые значения имеют за период с 2014 г. отрицательную динамику (со 163,8 л.с./100 га до 138 л.с./100 га). Учитывая, что посевные площади сельскохозяйственных культур за проверяемый период существенно не изменились (соотношение площадей 2016 г. к площадям 2014 г. составляет 101 %), отрицательная динамика «Энергообеспеченности...» сложилась за счёт снижения уровня технического обеспечения сельскохозяйственных организаций Кировской области: за 2014-2016 гг. в среднем на 16 % по разным видам техники.

Объем субсидий сельхозтоваропроизводителям из областного бюджета на техническую и технологическую модернизацию сельскохозяйственного производства за 2014 - 2016 гг. составил 751,1 млн. руб. Получателями субсидий стали 200 СХТП.

За счёт субсидий произведено возмещение затрат СХТП на приобретение более 4,5 тыс. единиц техники и оборудования различного назначения.

Принимаемые меры господдержки не позволяют решить проблему старения и износа машинно-тракторного парка и технологического оборудования в сельском хозяйстве в целом по области. Техническое обеспечение СХТП с 2014 по 2016 гг. снизилось в среднем на 16 %. Темпы сокращения сельхозтехники в Кировской области одни из самых высоких в Приволжском федеральном округе. Решению проблемы препятствуют недостаточные финансовые возможности СХТП и областного бюджета. До настоящего времени не удовлетворены 375 заявок на получение субсидий на сумму 338,4 млн. руб., поступивших с декабря 2015 г. по 2016 г.

Отмечается низкий уровень вовлечённости в реализацию мероприятия малых и средних хозяйств, потребностям и возможностям которых не отвечают условия предоставления господдержки. Так, на долю крестьянско-фермерских хозяйств приходится менее 1,5 % (11 млн. руб.) от общей суммы субсидий. Наибольший объём субсидий сконцентрирован у крупных получателей: более 50 % субсидии получили 15 СХТП (7,5 %). Территориально также отмечена высокая концентрация получателей: 50 % субсидий в хозяйствах 6 муниципальных районов.

Проверкой установлены нарушения нормативных требований Порядка предоставления субсидий, в том числе предоставление субсидий:

на приобретение техники, не включённой в соответствующие перечни, утверждённые Правительством области и департаментом сельского хозяйства и продовольствия области на сумму 1 480,2 тыс. руб.;

на приобретение материалов (резинотехнической продукции - напольных покрытий), а не предусмотренной порядком сельскохозяйственной техники или оборудования на сумму 3 975,1 тыс. руб.;

без подтверждения выполнения условия, что полученная техника должна быть новой - на сумму 1 945,9 тыс. руб.;

на приобретение техники, не полученной или не оплаченной сельхозтоваропроизводителем – на сумму 12 561,8 тыс. руб.;

с превышением установленного размера (процента) субсидирования на сумму 4 234,1 тыс. руб.;

без подтверждения выполнения условия об обеспеченности СХТП кормами в установленном объёме на 1 октября года, предшествующего году обращения за субсидией, на сумму 99 790 тыс. руб.

При этом, по мнению Контрольно-счётной палаты, данное условие получения субсидий требует доработки либо исключения, так как ограничивает круг потенциальных получателей субсидий, исключая из их числа хозяйства, финансово-хозяйственная деятельность которых предполагает не заготовку кормов и создание их запасов, а приобретение кормов по мере необходимости.

Правительством области в проверяемом периоде (до 31.05.2016) при субсидировании приобретения доильных роботов была установлена более высокая процентная ставка субсидии (50 %) по сравнению с иными доильными установками и агрегатами (15 %). При этом министерством не осуществлялась оценка результативности данного приоритетного вида поддержки. В результате невозможно оценить бюджетный и социально-экономический эффект от расходования средств областного бюджета (133 млн. руб.) на поддержку приобретения доильных роботов по ставке субсидии 50 %.

Министерством субсидировались по более высокой ставке 50 % (предусмотренной при получении техники для семеноводства трав) зерносушильные комплексы, предназначенные для производства зерновых и зернобобовых (для которых ставка субсидии - 15 %). В результате министерством излишне выплачены субсидии на сумму 66 486,1 тыс. руб.

Многочисленные нарушения Порядка предоставления субсидий свидетельствуют об отсутствии надлежащего контроля за соответствием нормативным требованиям документов, предоставляемых СХТП для получения субсидии, со стороны министерства и органов местного самоуправления. За 2014-2016 гг. министерством не была возвращена ни одна заявка СХТП из-за несоответствия условиям получения субсидии. Последующим контролем министерства охвачено лишь 12 % получателей субсидий (5 % от объёма субсидий), причём проведённые проверки были безрезультатные (нарушений не выявлено), проводились только по представленным документам, без оценки фактического наличия и использования техники.

Кроме того, министерство не проводило обязательную оценку комплексности технологической схемы производственных процессов с применением субсидируемой техники. Это создаёт риск, что средства субсидии не будут способствовать решению задач по повышению объёма и качества продукции животноводства (в отношении техники для растениеводства такая оценка не предусмотрена).

Таким образом, всего в ходе контрольного мероприятия выявлено 191 нарушение, в том числе финансовые нарушения на общую сумму 195 203,7 тыс. руб.:

нецелевое использование бюджетных средств (субсидирование резинотехнической продукции) - 3 975,1 тыс. руб.;

нарушения условий предоставления субсидии - 124 742,5 тыс. руб.;

субсидирование в качестве техники для семеноводства трав по повышенной ставке техники для производства зерновых (неэффективное использование бюджетных средств) – 66 486,1 тыс. руб.

 

Тэги: