Ситуация с экскаватором: частный ли случай?

19 марта оказалась свидетелем того, как депутаты Шабалинской районной думы принимали решение о даче согласия на приобретение для местного МУПа экскаватора. Активным инициатором такого приобретения является глава района А.Е. Рогожников. Его мотивация: техника необходима для обработки полос отвода районных дорог. Планируется за 6 лет привести в нормативное содержание все 200 километров. В довесок приводились случаи, когда ДТП с пострадавшими произошли из-за лосей, выскочивших из близко примыкающих к дороге зарослей.

И хотя решение в окончательном итоге было принято, но не для всех депутатов приведённых аргументов хватило, чтобы проголосовать ЗА. Почему? Во-первых, смутила стоимость экскаватора – 16,7 миллиона рублей. Для далеко небогатого бюджета района (его доходная часть 291 млн, расходная – 305 млн, дефицит – более 13 млн рублей) это существенная трата. Во-вторых, почему именно такой экскаватор, если торги ещё не проводились? Не излишне ли завышены потребительские свойства техники, которую хотят заполучить? И дальше вопросы сыпались один за другим.

Начнём по порядку. По большому счёту фактически ни одной дороги на балансе района нет (и не только в этом районе). Парадокс? Вовсе нет. На баланс дорогу берут после того, как на неё оформляют паспорт. Но его приобретение — удовольствие очень дорогое. Бюджетам не под силу. А содержать дороги надо. Получается что-то воде нецелевого использования средств. Вот из двух зол и выбирают меньшее. Пока на это закрывают глаза. Пока…

У любого сведущего гражданина сразу возникает вопрос: «А зачем МУПу заниматься дорожными работами, когда почти в каждом районе есть специализированные подразделения «Вятавтодора»? Глава района мотивировал своё решение тем, что поручать содержание дорог МУПу выгоднее, т.е. Дешевле. Однако никто не видел сравнительных смет на предполагаемый объём работ.

Теперь об этих самых работах. Никто ни на заседании соответствующей комиссии, ни на самом заседании Думы не услышал, какая категория дорог закладывалась в общее задание. Сколько из 200 км имеющихся дорог относятся к IV (с щебёночным покрытием) и V(грунтовые) категориям? Ведь соответственно разнятся и условия их содержания… Обработать их за 6 лет, конечно, можно, но по нормативам кюветы каждый год надо приводить в порядок, например, путём рекультивации...

По существующему технологическому процессу для приведения в порядок полос отвода используют два вида техники: экскаватор и бульдозер. Глава района утверждает, что выбранным экскаватором с харвестерной головкой можно выполнить обе операции. При этом не сопоставляются ни темпы работ, ни их производительность. Нет сравнительного анализа: использование какого техпроцесса будет более эффективным. И видел ли кто-нибудь, как работает эта техника? Напомню ещё раз, что обсуждается покупка конкретного экскаватора, который уже известно, где находится, а никакого конкурса на выбор техники пока не было.

Стоимость экскаватора – тоже тема для рассмотрения. Выясняется, что глава района рассчитывает взять на его приобретение кредит в 13 миллионов рублей. Но ни разу не было сказано, что будет предложено в залог банку под такую солидную сумму и во сколько в конечном итоге обойдётся приобретение экскаватора, если за кредит придётся платить и проценты? Глава района предполагает после 6 лет эксплуатации данный экскаватор продать. Однако, сколько он будет стоить после интенсивной эксплуатации, никто не озвучил.

Депутаты поинтересовались: как будут использованы древесные отходы, которые станут убирать из полосы отвода? На это глава района радостно сообщил, что с арендаторами лесных участков, которые примыкают к дорогам, есть договорённость. Они будут древесину забирать и продавать на дрова местным жителям. Никто из арендаторов не присутствовал на заседаниях, чтобы подтвердить данный факт и ответить, например, на некоторые вопросы. Судя по фотографиям, которые были показаны депутатам, обочины сильно заросли кустарниками и лиственными деревьями. Кто и что будет делать с многочисленными ветками? Определены ли участки, на которых есть деловая древесина и пригодная на дрова? Почему глава района заявляет, что размер обочины, с которой будут убирать всю поросль, составляет 20 метров с каждой стороны дороги? На основании каких нормативов он делает такие заявления?

Думаю, что лучше всего на многочисленные вопросы смогут ответить специалисты из контрольных органов. Скорее всего, у них появятся и другие вопросы.

P.S. Прочитав интервью А.Е. Рогожникова в районной газете, была крайне удивлена: на заседании Думы озвучивали несколько иные цифры: 200 км и 6 лет эксплуатации. Спустя три недели они превратились соответственно в 300 км и 5 лет. Думаю, комментарий депутата Шабалинской районной думы С.А. Добровольского к данному интервью дополнит общую картину происходяшего.

Марина Созонтова,

помощник депутата ОЗС С.П. Мамаева

 

 

«Оборотная сторона медали»

Мнение группы депутатов, не поддержавших «инвестиционного проекта» по покупке администрацией района лесозаготовительного экскаватора стоимостью 17 млн. рублей для расчистки придорожных полос от кустарника и мелколесья.

В своём интервью газете «Шабалинский край» 25 марта 2020 года глава района Александр Рогожников, аргументируя целесообразность приобретения за бюджетный счёт дорогостоящего экскаватора с харвестерной головкой, предназначенного для лесозаготовки, высказал оптимистическое мнение своё и части депутатов, готовых вместе с ним «двигаться вперёд». Вместе с тем у другой части депутатов есть иное видение проблематики этого вопроса, которое высказывалось на заседаниях районной Думы, но не было учтено при принятии решения.

Действительно, для нашего района, имеющего разветвлённую, большой протяженности сеть автомобильных дорог на их содержание средств из дорожного фонда выделяется явно недостаточно. Поэтому для поддержания дорог в исправном состоянии необходимо стремиться более эффективно использовать бюджетные средства, направляя их на решение приоритетных проблем. Глава района в августе прошлого года предложил приобрести в муниципальную собственность экскаватор, чтобы силами бюджетного учреждения «Автоматик-сервис плюс» выполнять работы по расчистке придорожных полос от кустарника и мелколесья и тем самым снизить расходы на этот вид работ по сравнению с теми затратами, которые

оплачиваются по контракту с «Вятавтодором». По представленным расчётам все 300 км районных дорог предполагалось расчистить за 5 лет, после чего продать экскаватор. Однако, расходов кроме 8 млн рублей на приобретение мощного экскаватора с ковшом и оплаты процентов по коммерческому кредиту ещё на выполнение этих работ предполагалось ежегодно направлять из дорожного фонда по 5 млн рублей, которые ранее направлялись на ремонт дорог. То есть, на ближайшие 5 лет предлагалось отдать приоритет расчистке полос отвода взамен ремонта дорожного полотна. Поэтому возник вопрос, не произойдёт ли так, что направив средства на содержание придорожных полос, через пять лет район останется с совершенно разбитыми дорогами? Второй вопрос – насколько вообще масштабна и актуальна сама проблема, то есть, сколько из 300 км дорог действительно необходимо срочно очистить от мелколесья? Для объективной оценки ситуации администрации района было предложено составить карту дорог с указанием степени зарастания полос отвода, но этого так и не было сделано. Также с целью вырубки мелколесья вдоль дорог предлагалось разработать порядок заготовки дров населением и лесозаготовителями – тоже не было выполнено. Не был проработан с «Вятавтодором» и вопрос об уменьшении сметной стоимости очистки полос отвода за счёт выполнения этого вида работ одним только экскаватором без бульдозера. То есть, администрацией района не было сделано попыток найти пути решения проблемы менее затратными способами.

В конце прошлого года глава района внёс в Думу предложение о покупке уже не простого экскаватора, а оборудованного харвестерной головкой и специально оснащенного для заготовки крупномерного леса. Цена вопроса поднялась до 16,75 млн рублей. Был представлен расчёт его окупаемости по заготовке деловой древесины и дров на участках дорог с. Ключи – граница Костромской области и от п. Гостовский до д. Жирново. Но лесозаготовка в полосах отвода на этих не столь оживлённых направлениях вообще не может являться приоритетным видом деятельности ни по содержанию этих участков дорог, ни по обеспечению безопасности дорожного движения. Поэтому проект, предложенный Александром Рогожниковым, имеет исключительно коммерческую основу и выходит за рамки общепринятых бюджетных полномочий. Глава района мотивировал своё намерение приобрести в кредит экскаватор тем, что в дальнейшем с его помощью можно будет заработать дополнительные средства для районного бюджета, но представленные расчёты были выполнены «на глазок» в оптимистическом варианте и не учитывали всего комплекса затрат, возникающих при эксплуатации дорогостоящей техники в процессе лесозаготовки, а также связанных с этим рисков. К тому же, прежде чем приступать к реализации этого проекта необходимо сперва решить множество непростых вопросов правового характера.

Мнение о нецелесообразности приобретения лесозаготовительного экскаватора основано на том, что данный проект весьма дорог: 17 млн рублей цена экскаватора + 1,3 млн - проценты по кредиту только за первый год + 2,2 млн на межевание дорог + 5 млн рублей ежегодно на выполнение работ по муниципальному контракту. Проблема лесозаготовки в полосах отвода удалённых участков дорог не является настолько актуальной для бюджетных полномочий, чтобы оправдать вложения таких значительных средств, и может быть выполнена другими гораздо менее затратными для бюджета способами. Предложенный к приобретению харвестер предназначен для заготовки крупномерного леса, а не кустарника, которым заросли обочины дорог и который в большем своём объёме не годится даже на дрова. Глава района пояснил, что экскаватор предполагается для предоставления услуг передавать в лесозаготовительные организации, но это уже будет инвестирование частного бизнеса, а не бюджетной сферы, в которой у нас имеется множество более значимых, пока ещё нерешённых проблем.

Депутат Шабалинской районной Думы С. Добровольский.

 

Опубликовано admin - пт, 04/24/2020 - 12:13