Леонид Брежнев является самым популярным политиком для поколения «среднего возраста» (42-49 лет)

Социологи и психологи из РГГУ Владимир и Ирина Солодовниковы исследовали россиян из поколения «среднего возраста» – каким они видят своё прошлое и чего хотят от будущего. «Средним» был определён возраст в 42-49 лет. Участникам биографических интервью и фокус-групп было предложено составить коллаж на тему «Моё поколение»; описать своё поколение несколькими словами (прилагательными). Из политиков прошлого с большим отрывом лидирует Леонид Брежнев. Встречались также Владимир Ленин и Юрий Андропов. Солодовниковы видели важность своего исследования в том, что их респонденты примерно в этом возрасте начинают определять политику и общественную жизнь в России. Следовательно, из «настроя» этих людей можно предположить, как будет жить Россия в среднесрочной перспективе (т.е. примерно до конца 2020-х – начала 2030-х годов). Результаты этого исследования опубликованы в «Мониторинге общественного мнения: экономические и социальные перемены», №2/2009, стр. 199-220.

Персонифицированными символами начинающихся перемен, затронувших анализируемое поколение, выступили Михаил Горбачев, Борис Ельцин и Андрей Сахаров.

Из зарубежных деятелей первая тройка – Джон Кеннеди, принцесса Диана, Маргарет Тэтчер. В следующую персонифицированную группу вошли представители эстрады, кино и музыки. Здесь лидируют Андрей Макаревич, Алла Пугачева, Владимир Высоцкий, Виктор Цой и Борис Гребенщиков. Среди зарубежных исполнителей – группы ABBA, Kiss, Beatles, Deep Purple; среди деятелей кино – Вячеслав Тихонов (в роли Штирлица) и Эльдар Рязанов.

Из зарубежных фильмов – это изображение афиши с Рембо.

Две главные книги этого поколения – роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» и Большая Советская Энциклопедия. Наиболее яркий архитектурный символ поколения среднего возраста – Красная площадь. Далее следуют ВДНХ, скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», Белый дом в момент его штурма в октябре 1993 года и Берлинская стена во время её разрушения.


Среди предметов символического потребления лидируют автомобили. Еще один символ потребления – джинсы. В нескольких коллажах изображены частные дома как индикатор перемен, легализовавших частную собственность.

 

Из продуктов питания главные символы счастья – это колбаса, пиво, мармеладные дольки, яблоки, водка. Из продуктов, появившихся в обиходе россиян в последние годы – пиво Гиннес и сок J7. Наиболее яркое выражение наступившего продуктового изобилия – коллаж фруктового магазина, прилавки которого завалены экзотическими фруктами.