Сергей Мамаев: итоги аутсорсинга медицины в Кировской области - это забастовки водителей и перспектива уничтожения 'скорой помощи' в регионе

14 ноября на официальной встрече с губернатором Кировской области Игорем Васильевым руководитель фракции КПРФ в Заксобрании Сергей Мамаев рассказал о печальных итогах реализации аутсорсинга скорой медицинской помощи в регионе. Что происходило с обеспечением населения кировской области услугами скорой медицинской помощи, когда этим занималась компания “Эффективные системы здравоохранения”? Кто предлагал ввести плату за «сверхнормативные» вызовы неотложки? Как получилось, что из социального блага медицинское обслуживание превратилось в коммерческую услугу?

- Сергей Павлинович, в ноябре 2015 года Минфин предложил ограничить число бесплатных вызовов скорой помощи. В частности, полностью бесплатным обслуживание предлагают оставить только для инвалидов, детей и пенсионеров, остальным предлагается платить, если число их звонков на «03» будет больше четырех в год. Сделать это, по словам правительственных чиновников, необходимо для экономии бюджетных средств. Об этой же «экономии» говорят и когда речь заходит о передаче скорой помощи в аутсорсинг. Что, по-вашему, стоит за этими предложениями? 

- Не нравится мне это слово - «аутсорсинг», не наше оно! Вообще я заметил, что такие непонятные русскому человеку, чаще всего - заимствованные у американцев, слова наши чиновники начинают употреблять, когда хотят окончательно запутать простых людей. Что такое аутсорсинг? Если кратко, то это использование чужих ресурсов. Предприятие, а в данном случае - государство, передает часть своих функций другой организации. В каких-то случаях это оправданно. Не надо, например, держать в своем штате уборщиц - придут специально обученные люди и приберутся за вас. Но ведь в случае со скорой помощью речь идет не об уборщицах, а о жизнях людей, и здесь надо к этому вопросу подходить со всей ответственностью, без спешки.

Например, мы привлекли к изучению этого вопроса независимых экспертов, которые специализируются на анализе соблюдения законодательства в сфере госзакупок, в том числе в сфере здравоохранения. Они изучили опыт аутсорсинга скорой помощи в разных регионах, в том числе в Кировской области. Что выяснилось? Началось это в Пермском крае, следом за ним была Кировская область. Основная причина появления и распространения этого явления - отсутствие регионального бюджета на обновление парка скорой медицинской помощи. На сегодняшний день основной инструмент для здравоохранения здесь - это средства ФОМС (фонда обязательного медицинского страхования). К сожалению, это предполагает только лишь плату за услуги аренды и не предполагает покупку транспортных средств - автомобилей скорой медицинской помощи. В этих условиях региональные власти вынуждены искать какие-то решения, используют некие комбинированные модели. Ответственные руководители частично переходят на аутсорсинг, но с одним очень жестким условием: сохранение действующих автохозяйств и парка автомобилей, с тем чтобы сохранить управление этими предприятиями в руках администрации региона. Это делается исходя из понимания того, что скорая помощь - социально значимая функция и отказываться от нее власть просто не имеет права. При этом необходимо оценивать все возможные риски.

Например, в Кирове скорая помощь оказалась в аутсорсинге у компании «Эффективная система здравоохранения». Это ООО с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, не имеющее каких бы то ни было активов, которые могли бы подтвердить и обеспечить его стабильность в случае возникновения проблем.

Автомобили взяты в лизинг, то есть до выплаты за них полной стоимости находятся в собственности коммерческих кредитных организаций. При этом компания работает в восьми регионах, общая сумма контрактов на сегодняшний день - около трех миллиардов рублей. Налоги платятся в г. Санкт-Петербурге. Если какие-то проблемы возникнут в любом из этих восьми регионов, они моментально отразятся и на всех остальных.

Руководство любого региона, куда «заходит» подобная компания, должно быть уверено, насколько она стабильна применительно к данному конкретному рынку. И только после этого ликвидировать собственную базу для оказания этого вида услуг. На мой взгляд, в правительство бывшего губернатора Никиты Белых такие риски до конца не просчитало.    

Более того, возникают сомнения в законности заключенных контрактов. Речь о том, что средства ФОМС предполагают однолетний, в крайнем случае - трехлетний, горизонт подписания контрактов. А в ситуации с Кировской областью контракты были подписаны на пять лет. Сделано это явно в интересах в первую очередь коммерческих поставщиков услуг.

Второй момент. На сегодняшний день компания «Эффективная система здравоохранения» фактически оказывает чисто транспортные услуги, тем не менее она не платит НДС (налог на добавленную стоимость), по причине того что якобы оказывает услуги скорой медицинской помощи. За счет такой подмены понятий бюджет может недополучить огромные деньги, которые можно было бы потратить на решение проблем того же здравоохранения! Это два глобальных нарушения, и почему-то они остались у нас практически незамеченными. По этим вопросам мной направлены запросы в Федеральную налоговую службу и в прокуратуру.

- Но ведь это только одна сторона вопроса. За проблемой аутсорсинга стоят еще и конкретные рабочие люди?

 - Совершенно верно! Это, на мой взгляд, еще более важно. Наиболее уязвимым и слабым звеном при переходе к модели аутсорсинга являются водители автомобилей скорой медицинской помощи. Чтобы не быть голословным, я направлял запросы в Министерство труда и социальной защиты о правомерности сокращения и увольнения водителей скорой помощи в г. Кирове. Был получен ответ о порядке увольнения сотрудников в январе 2013 года. Под увольнение и сокращение подпало 152 водителя и 21 технический специалист.  Провели это в порядке   п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ.  Это означает, что все водители были сокращены без выплаты необходимых пособий. Кроме того, эти специалисты одномоментно из штатных сотрудников государственного предприятия превратились в наемных работников коммерческой фирмы, которых на сегодняшний день приглашают работать исключительно на условиях срочных трудовых договоров, исходя из того, на какой период был подписан коммерческой структурой контракт. Это произошло, еще когда скорую помощь передавали пермякам, которых потом сменили «питерские». А дальше, извините, водители пошли по рукам, от компании к компании.  Их могут уволить в любой момент. Они потеряли фактически все те преимущества, которые имели раньше.    

Еще один немаловажный момент - материальная база ликвидированного предприятия, порядок предоставления площадей скорой медицинской помощи.  Надо понимать, что на декабрь 2012 года станции скорой медицинской помощи принадлежала сервисная зона площадью 1,5 тысячи кв. м, гаражи - 1,5 тыс. кв. м, общая площадь стоянок - 282 кв.м, помещение для персонала - 168, 5 кв. м.   Кто сейчас хозяин всего этого, на каких условиях это использует аутсорсинговая компания? Это тоже требует дополнительного разбирательства.

- Тем не менее, в соответствии с поручениями Президента РФ так называемые пилотные регионы, в том числе и Кировская область, должны были в первом полугодии 2016 года отчитаться в Министерство здравоохранения об итогах эксперимента по передаче функций скорой помощи частным компаниям.

 - Я ознакомился с теми данными, которые правительство Кировской области представило в своем отчете в марте текущего года. Почему-то подчиненными господина Матвеева (Д.А. Матвеев - бывший и.о. заместителя председателя областного правительства, курирует вопросы здравоохранения) был взят результат работы не за весь период, когда область перешла на аутсорсинг услуг скорой помощи, а лишь небольшой кусок за последний период 2016 года. Но и там они, на мой взгляд, лукавят. Например, пишут о единовременной экономии средств бюджета при закупке новых автомобилей скорой помощи в 110 млн. рублей.  Фактически же этих денег в бюджете как не было, так и не прибавилось, потому что эти средства были взяты из ФОМС. Фактически произошла реальная подмена понятий.

Или, например, указывают, что заработная плата сотрудников скорой помощи при аутсорсинге увеличилась на 6%. Однако сравнивают сегодняшнюю зарплату с данными 2012 года. Понятно, что, учитывая поправку на инфляцию, никакого увеличения не просто не произошло, а налицо фактическое уменьшение.

Интересно, что большая часть информации, которая была дана в отчете об эффективности аутсорсинговой модели, исходит вовсе не от правительства Кировской области. Там просто указано: «Информация могла быть представлена в докладе ООО «Эффективная система здравоохранения». То есть наши чиновники от медицины это не анализировали и даже не интересовались. Предлагая самим исполнителям оценить эффективность их работы, руководители здравоохранения практически подписываются под тем, что не знают, что происходит в регионе. После всего сказанного, мое мнение, говорить о корректности той аналитики, которая представлена по результатам опыта аутсорсинга скорой помощи в Кировской области в докладе президенту, не приходится.

Слава богу, после неграмотного, а возможно и коррумпированного Матвеева курировать сферу здравоохранения назначили Дмитрия Курдюмова. Он детально ознакомился с моими аналитическими материалами по аутсорсингу скорой медицинской помощи. В итоге было принято правильное решение расторгнуть контракты с ООО «Эффективная система здравоохранения». Однако компания подала иски на Правительство Кировской области. На прошлой недели прошло первое заседание Апелляционного суда по иску (на сумму более 100 миллионов рублей) ООО “Эффективная система здравоохранения” к Правительству Кировской области. Я озвучил эту проблему губернатору Васильеву, который заверил, что Правительство Кировской области будет принципиально защищаться в судебных инстанциях от необоснованных финансовых претензий со стороны ООО “Эффективная система здравоохранения”.

- Сергей Павлинович, давайте подведем итоги. Первый момент, на который вы обращаете внимание, - то, что сама конкурсная процедура по заключению контракта на пять лет проведена с возможными нарушениями. Второе: в ходе реализации этого проекта исполнителем могут допускаться нарушения налогового законодательства, если мы говорим про НДС. Еще она чувствительная ситуация - когда налоги уходят в другой регион, по месту регистрации фирмы.  И третий момент, о котором вы говорите: такая ситуация потенциально опасна для региона, поскольку собственную базу скорой помощи ликвидируют, а в случае форсмажора со стороны поставщика услуг все может сложиться как карточный домик, просто-напросто не будет достаточных ресурсов.

 - Существует и еще одна, на это раз глобальная угроза, которую необходимо учитывать. На сегодняшний день бюджет ФОМС дефицитный. Это не секрет, это обсуждается в правительстве. Именно по этой причине в конце прошлого года в Думе проходили слушания по введению ограничения вызовов. Несмотря на то что премьер-министр Медведев на прошлой неделе в очередной раз заявил: это все вранье, эта тема не снята. Ситуация такая возможна как один из вариантов, для того чтобы компенсировать ФОМС эти затраты. Потому что если вдруг завтра у ФОМС не будет денег, то никакой аутсорсинг он оплачивать не сможет. Поэтому выход здесь один: даже при недостатке бюджетных средств переходить на аутсорсинг надо лишь частично, сохраняя и государственный парк скорой помощи. Только тогда мы будем гарантированно защищены на случай любых экстренных ситуаций.

Опубликовано admin - пн, 11/18/2019 - 10:51