«ОБРАЗ БУДУЩЕГО» ДЛЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ

В минувшие выходные в Кировской области прошел совместный лагерь-семинар актива молодёжного клуба «Лезвие бритвы» движения «Русский Лад», комсомольцев и молодых коммунистов.  Учебно-тематическая программа лагеря была направлена на раскрытие «Образа будущего».

      Местом проведения лагеря был выбран живописный памятник  природы «Камень» на берегу реки  Немда на территории государственного природного заповедника «Пижемский» в Советском районе Кировской области.

         Место, где состоялся выездной семинар,  таит древнюю легенду о могучем богатыре Чимбулате.  Простой трудолюбивый крестьянин, он, как все в мирное время, пахал землю. Растил хлеб. А если нужно было защищать свою землю от врагов, Чимбулат был впереди всех, на белом коне, с острым мечом в руке. И повсюду где только появлялся могучий богатырь на белом коне, в ужасе бежали враги. Но пришло ему время умирать и взмолились люди: «Не покидай нас, богатырь!» И велел богатырь похоронить себя на высоком утёсе у реки и изрёк: «Не горюйте друзья, что пришла моя смерть. Кто отдал силы народу, тот умирает только телом, а сила его вечно живёт в народе. Никогда не дам вас в обиду. Только появится враг и почувствуете, что самим вам не справиться с неприятелем – призовите меня. Встану тогда и обороню вас». Так и сделали.  Много раз выручал богатырь свой народ. Но когда забылась легенда, ребятишки играя в войну и шутя призвали Чимбулата на помощь. Вышел он на зов, осмотрелся и скрылся обратно в горе.  Не унимались ребята. Тогда осердился богатырь и ушёл в гору навсегда. Но верят марийцы, что камень таит в себе живую силу. Настанет время, забудет Чимбулат обиду и защитит свой народ от всяких напастей.

                 Поэтому и зовётся этот камень живым, что жива в нём вечная сила, и в народе не умирает вера в своего защитника. Веками шли марийцы к Чимбулат-камню, несли дары, молились, прикасались к холодной скале, чтобы набраться живительных сил у своего легендарного богатыря. Не исчезает тропа к могиле и сейчас. Ведь это не камни – память народная. Легенда стала достоянием не только марийского, но и русского народа, посещая Живой камень, и русские и марийцы верили и верят, что поможет Чимбулат в горе-несчастье. Даст людям пережить лихую годину. Поможет обрести былое величие уже общей нашей Родины -России.

      Задачами лагеря-семинара была разработка привлекательного для подрастающих поколений коммунистического «образа будущего», методики проведения встреч со студентами и школьниками и обсуждения в преддверие Пленума ЦК КПРФ по молодёжной политике.

      Программа лагеря включала 30-ти километровый пеший переход с посещением Буржатского утёса с расположенным на нём доисторическим городищем ананинской культуры и уникального памятника природы Береснятского водопада.

       На обратном пути участники посетили краеведческий музей города Советска и ознакомились с его богатой экспозицией. Бывший город Кукарка (Советск) и Советский район являются родиной видного государственного деятеля, друга и соратника И.В. Сталина Вячеслава Михайловича Молотова.

           Знаменательно то, что современной  молодежи не безразлично их будущее и молодые люди с энтузиазмом и вдохновением черпаю образы будущего из творчества советского ученого – фантаста И.А. Ефремова.  Так зародился в Кировской земле молодежный клуб «Лезвие бритвы».  Название клуба произошло от знаменитого произведения Ивана Антоновича Ефремова «Лезвие бритвы».

Это глубокий философский роман о духовном могуществе человека, о торжестве разума, о поисках красоты, любви и справедливости. В заглавном образе произведения заключена квинтэссенция марксизма - диалектика и суть ефремовской философии: лучшее – это то, что происходит по узкой линии между двумя крайностями. По его мнению, новый человек – человек будущего коммунистического общества начинается с духовного самовоспитания, без которого невозможно пройти лезвием бритвы – узкой дорогой к совершенному обществу. Только в грядущем обществе уже не будет прежнего порыва самоотвержения, стремления жить ради прекрасного коммунистического будущего, на первый план выступят вопросы совершенствования – не ради общего блага, а ради возвышения личности, но при условии свободного развития всех. К сожалению, одной из трагедий советской социалистической эпохи было то, что общество не смогло выработать цельного и привлекательного образа будущего для новых поколений советских людей – мираж витрины капиталистического мира оказался заманчивее.  

            Минуло четверть века после написания «Лезвия бритвы». Прекратил существование Советский Союз, в России воцарился олигархический капитализм, и все прежние реалии западной жизни контрастно и отчётливо проступили в повседневности, напоминая слова одного из героев романа Леа о судьбе молодёжи которая живёт без будущего.  Молодых читателей нового века скорее удивит поведение Гирина, который безвозмездно работает ради научных открытий и не берёт денег за лечение больных, чем поведение молодёжи на яхте знаменитого киноактёра. Песочные часы перевернулись. Там, где было узко, стало широко. Будущее должно ежечасно создаваться. Мечта - становиться реальностью. В современном мире не остаётся времени для раздумий, вчувствований и духовного творчества. Но время требует, чтобы творческая мысль была осознана, а значит выражена в слове. И уже в силу этого быть неизбежно противоречивой и захватывающе динамичной. А умение насладиться приключением мысли должно быть искусством, которое необходимо вырабатывать. Отсюда вытекает ещё одно философское ефремовское определение - необходимость дополнить утверждение Маркса о бытии, определяющим сознание, контрутверждением, - что и сознание определяет бытие. И что дух является не функцией, но высшей формой материи..

            Одно из наиболее известных произведений Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» также посвящена будущему коммунистическому обществу и взаимоотношениям людей Эры Великого Кольца. Образ будущего и образ «нового человека» этого будущего очень волновал Ефремова и в своих произведениях он старался подробно раскрыть эту проблематику. На страницах его книг звучит настоящий гимн красоте, физической и духовной. Хотя порой воззрения автора умиляют, но каждому здоровому человеку оказываются притягательны «ефремовские» стандарты человеческой красоты: развитый интеллект, физическое совершенство, высокие моральные качества. Кроме этого автору получилось убедить читателей в необходимости такой красоты – лезвии бритвы: отточенной, совершенной.