Альсина Шумилова: реформы, проводимые в медицине, должны быть разумны

В преддверии дня медицинского работника вновь хочется остановиться на реформах здравоохранения проводимых в Кировской области.

На любые изменения, происходящие в медицине, население реагирует болезненно, так как ее результаты влияют на состояние здоровья каждого человека. Поэтому цели и задачи реформы должны быть понятны каждому жителю области. Они и на самом деле известны. Это усиление амбулаторной помощи за счет приближения первичной медико-санитарной помощи к любому жителю в виде открытия широкой сети офисов врача общей (семейной) практики (ВОП) и, на этом фоне, сокращение коечной сети. Цель хороша, но верны ли пути достижения цели?

Сегодня именно в стационаре оказывается наиболее полная бесплатная медицинская диагностическая и лечебная помощь. Это удобно, да и необходимо, особенно для жителей сельской местности с невысоким уровнем дохода. Открытие офисов ВОП в области только начинается и, в подавляющем большинстве, это только преобразование в офисы врачебных амбулаторий и участковых больниц, что ни в коем случае не приблизило медицинскую помощь к населению (ведь она и так существовала). На этом фоне, практически не улучшив амбулаторной помощи, мы начинаем кампанию по сокращению коечного фонда, но ведь логичнее было бы сначала улучшать и развивать амбулаторную службу и только потом сокращать стационар. Мы же пытаемся делать все одновременно.

Беспокоит интенсивность сокращения коечного фонда. Российский норматив количества коек - 90 на 10 тысяч населения. В то же время для муниципальных больниц в Кировской области установлен норматив 60 коек на 10 тысяч. Практика показывает, что при таком количестве коек оказывается только экстренная медицинская помощь, поэтому у нас уже сегодня, при количестве коек превышающих данный норматив, возникают проблемы с плановой госпитализацией больных.

Департамент здравоохранения утверждает, что данный норматив выведен расчетным путем исходя из финансовых возможностей областной территориальной программы государственных гарантий. Сокращение коечного фонда связывают и с существующей убылью населения области. Но возьмем для примера Кильмезский район. В 2000 году в районе на 18100 жителей было 235 коек, в 2010 г. на 14800 – 94 койки, что составляет 64 койки на 10 тысяч населения. Убыль населения составила 3300человек (18,2%), а сокращение коек составило 141, или 60%. Равнозначную пропорцию составить невозможно!

В то же время письмо Министерства здравоохранения и развития Российской Федерации от 21 декабря 2009г. рекомендует осуществлять выполнение объема стационарной помощи за счет перепрофилирования и реструктуризации коечного фонда, а не за счет необоснованного сокращения коек, в том числе развернутых на базе сельских участковых больниц. Сокращение коечного фонда больно ударит и по медицинским работникам, так как это приведет к их безработице.

Больше всего меня тревожит тот факт, что реформирование здравоохранения проводят при его значительном недофинансировании. В 2010 году дефицит бюджета ФОМСа составил 35 %, а местного и областного бюджетов - 30-50 %. Принятый постановлением правительства Кировской области 23 июня 2009 года норматив - 1594 рубля на одного жителя - выполняется только на 70%. Конечно, при недофинансировании здравоохранения, сокращение дорогого в содержании коечного фонда позволяет преодолеть дефицит финансовых средств, но в то же время не дает возможности увеличения стоимости тарифа, позволяющего улучшить качество оказания амбулаторной помощи.

В структуру поликлинического тарифа входит заработная плата медицинским работникам, медикаменты и мягкий инвентарь, но процент, выделяемый на медикаменты, так мал, что его недостаточно даже на оказание экстренной медицинской помощи. Вот и получается, что реформирование идет в интересах бюджета, а не в интересах больного. Недостаток денежных средств вынуждает лечебные учреждения расширять количество платных услуг, что опять же ударяет по карману больного. Это беда не только нашей области, но и всех регионов, так как до сих пор в стране нет закона о государственных гарантиях оказания бесплатной медицинской помощи, закона о здравоохранении, которые определяли бы единую политику для всех регионов. Следовательно, в нашей области правительству совместно с депутатами необходимо более детально отработать программу развития здравоохранения в части укрепления материально-технической базы поликлиник, обеспечения их кадрами и увеличения финансирования в части развития амбулаторной помощи.

Реформирование здравоохранения будет продолжаться и далее. С принятием нового федерального закона о казенных и бюджетных учреждениях меняется механизм и порядок финансирования, что будет способствовать развитию платной медицины. Но мне еще раз хотелось бы напомнить, что медицина - одна из самых консервативных отраслей, и все реформы, проводимые в ней, должны быть разумны.

Уважаемые коллеги!

Примите самые теплые поздравления с нашим профессиональным праздником.

Желаю вам крепкого здоровья, терпения, сохранения уважения к больным и к нашей профессии!

Депутат ОЗС Шумилова А.Ф.

Опубликовано admin - чт, 06/17/2010 - 11:43