Страсти по Страдиньшу

           В первых числах марта случилось невиданное в новейшей истории России – сотни тысяч человек вышли на улицы восточных и юго-восточных городов Украины с российскими триколорами. У них было много требований, главное из которых – сближение их регионов и городов с Россией. Причиной такого резкого поворота на Восток стала деятельность фашистов-бендеровцев, захвативших власть в Киеве. Терпеть их на юго-востоке Украины никто не собирается.

            В эти мартовские дни мы воочию в очередной раз убедились в уникальности русского человека: больше 20 лет наши «западные партнёры» пытались вытравить из нас историческую память. Они вкладывали в это огромные средства, на которые снимались фильмы, издавались книги, проводились многочисленные конференции. Не вышло. Память о великом подвиге предков, победивших фашизм, оказалась крепче «грязной зелёной бумажки» и «доброй машины правды». Однако вряд ли эта «машина» разом остановится и заглохнет – она ещё неизбежно долго продолжит работать по инерции, ещё не один год будут находиться люди, желающие «изобличить», «рассказать страшную правду» и т.д., и т.п. Есть такие люди и среди кировчан. Тема для очередной порции их «разоблачений» найдена – «ужасающий Вятлаг», о котором в ближайшее время будет снят документальный фильм.


             Тема, собственно, не нова: дневник заключённого Вятлага латыша Артура Страдиньша. Именно историю Страдиньша демонстрировал зрителям Борис Павлович, не так давно ретировавшийся из Кирова, где, видимо, по достоинству не оценили его талант. По словам самого экс-советника Никиты Белых по культуре, «недооценка» выразилась в тех же несчастных дензнаках и непредоставлении ему жилплощади в Кирове.

              Послание нынешних фильммейкеров, которое предваряет съёмки кинокартины, гласит:
- Мы хотим рассказать вам историю столкновения человека с государственной системой. Мы – это режиссёр, создатель более 20 документальных фильмов, продюсер съёмочной экспедиции в Крымск, член Гильдии неигрового кино и телевидения Светлана Баженова и продюсер, режиссёр, победитель международных кинофестивалей, член Гильдии кинорежиссёров, член Киносоюза Григорий Амнуэль. История, которую мы вместе расскажем в документальном фильме «Дневник до востребования», произошла полвека назад, когда латыш Артур Страдиньш был арестован как «враг народа» и отправлен в трудовой лагерь под Вятку. Он не курил, но числился «курящим» и получал норму табака и бумагу для самокруток. Табак обменивал на еду, и это помогло ему выжить, а на бумаге вёл дневник. Несмотря на «шмоны», записи сохранились, и благодаря им можно узнать реальность «Вятлага»…

            Однако вернёмся к нашим… деятелям культуры. Деньги на своё кино они решили собирать относительно новым для России способом: краудфандингом (сбором пожертвований через интернет). Разместили соответствующее объявление на сайте. Однако граждане - видимо, по бессознательности - жертвовать свои кровные на фильм не спешат: на момент подготовки статьи было собрано менее 20% от требуемой суммы в 600 тысяч рублей. Сравним: в начале прошлого года группа питерских кинематографистов во главе с Андреем Шальопой объявили такой же сбор средств на фильм о подвиге 28 панфиловцев. Их план был таким же – 600 тысяч рублей, но только за первые 3 дня сбора Шальопа и Ко получили более трёх миллионов, а на сегодня собрано уже более 11 миллионов рублей.

             Напомним, что теме Вятлага посвящена кандидатская диссертация нынешнего вятского врио губернатора Никиты Белых, который был замечен в добрых отношениях с послом Латвийской Республики в России Эдгарсом Скуей. Именно с этим Скуей губернатор и совершал акты возложения цветов к различным памятникам на территории нашего региона. Причём эти акты совершенно неоднозначно воспринимались патриотически настроенными жителями и Кировской области, и России.

             Сегодня модно говорить о том, что в подобных лагерях отбывали наказание «политзаключённые», «узники совести» и т.д. Однако на самом деле в большинстве своём там содержались каратели, полицаи, эсэсовцы из числа граждан Советского Союза, служивших в сформированных дивизиях СС, таких как «Мёртвая Голова», «Галичина», прибалтийских дивизиях «Ваффен СС». В «нашем» Вятлаге, к примеру, отбывали наказание прибалтийские легионеры 15-й и 19-й дивизий «Ваффен СС», а также чины вспомогательной полиции и полицейских батальонов, истреблявших мирное население Белоруссии, Псковщины, Тверской, Смоленской, Новгородской и Ленинградской областей. Тот самый Скуя во время актов возложения утверждал, что в Вятской земле похоронены «жертвы репрессий 1940-1941 годов», однако российские историки установили, что на самом деле в этих могилах лежат люди, привезённые в Кировскую область в 1941-1953 годах. Кстати, после возложения цветов к памятнику начались трогательные речи. Например, такие: Скуя «Я очень высоко оцениваю то, что делает уголовно-исполнительная система Кировской области для сохранения памяти о жертвах политических репрессий. Благодарю вас (Никиту Белых - прим. ред.) от всего латышского народа». Растроганный Белых в ответ предложил Скую «продолжить совместную работу по увековечиванию памяти узников Вятлага». Мы со своей стороны можем предложить Никите Юрьевичу начать работу в Латвии по установке там памятников советским воинам, погибшим при освобождении этой страны, среди них, кстати, немало кировчан.

            Соседи проходили
Не так давно в Пермском крае властвовал друг Белых Олег Чиркунов, ныне живущий во Франции в личном поместье. Во время его руководства в Перми был затеян масштабный проект «Пермь-36», целью которого было рассказать об «ужасающей» жизни в пермских колониях предателей и коллаборационистов из Прибалтики, Украины и других мест. Собственно, вся история с Вятлагом – это «Пермь-36» в миниатюре.

            В пермский проект было вложено ни много, ни мало 560 миллионов рублей бюджетных денег. Был открыт музей. В методических пособиях и «научных» сборниках, изданных музеем «Пермь-36», предлагается отказаться от «Мифа о победе», от «иллюзии - советский народ как жертва и победитель – с одной стороны, немецкие захватчики и коллаборационисты-предатели – с другой стороны». В сети имеется видео: на нём во время экскурсии сотрудник «Перми-36» Н.Н. Третьякова учит посетителей музея тому, что Советский Союз является ещё более преступным государством, чем фашистская Германия. Цитирую: «Ну, а чем они (Ред. – советское руководство) были лучше фашистов?.. Знаете, они даже хуже фашистов! Потому что, по крайней мере, в Германии женщин и детей своих не расстреливали, а у нас просто геноцид собственного народа был! Это абсолютно нормально было в те времена, понимаете! 40 миллионов репрессированных за 25 лет! А в войне знаете, сколько миллионов погибло? 25 миллионов!» Преступления украинских и прибалтийских фашистов в музее цинично именовали «борьбой за самоопределение» и «национальную независимость». Ну чем не идеологическая подготовка к «российскому майдану»?

            Однако создатели проекта пошли дальше и в октябре 2013 года открыто заявили о том, что на выделенные полмиллиарда рублей будет создан «центр переподготовки сотрудников краевых, областных и муниципальных музеев страны». «Историческое содержание центра - научно-информационный центр общества «Мемориал»». А «Мемориал» занимается вполне политической деятельностью, в том числе на средства таких организаций, как  Фонд Сороса (США), Фонд Форда (США), Фонд Джексона (США), Агентство США по международному развитию USAID. Подготовкой учебно-методических комплексов для центра занимается ещё одна «интересная» организация – Московская школа гражданского просвещения (Ред. – бывшая Московская школа политических исследований). Темы комплексов: «Местное самоуправление. Законодательные органы», «Местное самоуправление. Исполнительная власть», «Гражданская журналистика», «Лидеры и активисты гражданских организаций».

              Темой пропаганды «лагерных ужасов» занялись активисты пермской ячейки движения «Суть времени». Они встретились и побеседовали с ныне здравствующим охранником пермского лагеря Анатолием Терентьевым, который поведал им немало интересного, в том числе и о бытовых условиях содержания в лагере (а нормы эти были едины для всей лагерей Советского Союза, в том числе и для Вятлага). Оказывается, что организаторы проекта «Пермь-36» весьма вольно интерпретировали исторические факты, а зачастую и просто эти «факты» придумывали. Так получилось, к примеру, с формой заключённых. Посетителям музея говорят, что она была полосатой (видимо, для колорита), а на самом деле – обычной чёрной. В лагере изучались иностранные языки, к ним приезжали на свидания родственники, а ещё – заключённые получали заработную плату (!) за работу, которую они выполняли. Цитируем Анатолия Терентьева: «Одиночных камер не было. У них были прогулки, заключённых не постоянно закрывали, они прогуливались, ходили, всё как положено. Это предусмотрено, опять же, инструкциями МВД. Питание – пожалуйста, то же самое, медицинское обслуживание – то же, баня – пожалуйста. Но ты более изолирован, и всё. Это называется «особый вид режима». В этом бараке сидело 1-2 человека. Как правило, одного старались не держать, потому что вдруг человеку плохо станет или ещё что». Хочется верить, что исследования, подобные пермскому, будут проведены и в отношении жизни в Вятлаге. Однако не следует забывать, что все подобные учреждения в СССР работали по одним и тем же нормативным документам и жизнь их заключённых отличалась незначительно…

            Но «недолго музыка играла» – отставка Чиркунова, активное противодействие членов «Сути времени» и просто отсутствие широкого интереса к теме привели к тому, что бюджетные ассигнования на «Пермь-36» практически иссякли.

          «Норковые» выкрутасы
Вообще всё большое начинается с малого. Нужно ли нам это малое сегодня? К чему стране, только-только вставшей с колен и ещё пошатывающейся при ходьбе, подобные информационные «инъекции»?

            Вновь предоставим слово авторам: «Съёмки нашего фильма пройдут в Кировской области («Вятлаге»), а также в Латвии, на родине Артура Страдиньша, где будет показан спектакль. Над документальным фильмом «Дневник до востребования» работает профессиональная съёмочная группа неравнодушных людей. Каждый из нас убеждён, что эта тема злободневна, а значит, такой фильм нужен нам всем. Всем, кто знает и верит, что Свобода является неотъемлемой ценностью». Странно, но почему авторы работы решили, что этот фильм «нужен нам всем»? Редакции «Деловой Вятки» он не нужен точно.

             Вообще интересно, откуда у отечественного «креативного класса» взялась привычка решать за всю страну? За какие заслуги такие привилегии? Некоторые из них (видимо, особо «креативные») вообще предлагают отобрать у народа избирательное право. Примеров хотите - «их есть у меня».     Юлия Латынина: ««И если демократия означает всеобщее избирательное право, то да, я против демократии. Я за «ктиторократию», за «власть собственников», за то, чтобы избирательное право в явном или скрытом виде принадлежало только собственникам». Некая Божена Рынска (при рождении Евгения Курицына) ещё менее стеснительна в определениях: «Из-за этого поколения дожития, хавающего всё г…, которое испражняет путинский телевизор, из-за этих покорных муму страдает наше поколение, - они вносят чудовищные, судьбоносные помехи в избирательный пейзаж. Доживать им осталось не так-то много, а наш век своим тупорылым голосованием реально заедают. Не должна уходящая натура влиять на жизнь цветущую и созидающую».

            Вожди несостоявшейся (спасибо президенту Путину) «норковой» революции непонятно почему почитают себя за «элиту», а того, кто их кормит, поит, кладёт им асфальт, считают «пассивным быдлом». Они хотят лишить эту часть населения (подавляющую) права избирать, дабы устраивать смехотворные междусобойчики «а-ля» «выборы в координационный совет оппозиции». Они презирают народ, а потом удивляются, почему этот самый народ идёт и голосует за Путина. Скажем так, пеняют на зеркало в тот момент, когда сами имеют серьёзные проблемы с лицом.

            При чём здесь фильм про латыша Страдиньша, спросите. Очень даже «при чём». При этом я запросто могу поверить, что люди, создающие этот фильм, делают это от чистого сердца и из лучших (как им кажется) побуждений. Однако итог их работы вполне себе способен внести свою лепту в стройный хор, пытающийся обвинить Россию и русских во всех смертных грехах, пытающийся заставить страну, победившую фашизм, «извиняться», пытающийся донести до нынешних россиян (в первую очередь, до молодёжи), что их страна и её история – это не то, чем стоит гордиться.

delovaya-vyatka.livejournal.com