Кировская область может потерять доступ к новым долговым заимствованиям: у региона негативный статус кредитоспособности

Под занавес уходящего 2016 года эксперты Национального рейтингового агентства подготовили аналитический отчёт о состоянии кредитоспособности субъектов России. Основным аспектом, который оказал влияние на пересмотр рейтингов, стала долговая нагрузка регионов и ее динамика. По итогам исследований аналитиков Кировской области был присвоен статус негативной кредитоустойчивости, сообщают «Известия». Как нам говорил ранее руководитель фракции КПРФ в Заксобрании Сергей Мамаев, текущее состояние бюджета региона свидетельствует о том, что область находится в критическом положении: «вследствие бездарной политики региональная казна пуста, область находится фактически в состоянии банкротства. А раз 'единороссовские' кнопкодавы разбазарили и продали почти всё, что можно было разбазарить и продать, теперь они полезут в карманы и кошельки обычных граждан», отметил Мамаев. 

Экспертами НРА показатель долговой нагрузки был рассчитан как отношение госдолга региона на 1 октября 2016 года к собственным доходам регионального бюджета (налоговым и неналоговым) за истекший год (октябрь 2015 – сентябрь 2016 года). Отметим, что в Бюджетном кодексе предельное значение этого показателя зафиксировано на уровне 100%, то есть объем госдолга региона не должен превышать общий годовой объем его собственных бюджетных доходов. Для высокодотационных регионов (таковыми признаются регионы, у которых доля дотаций в течение как минимум двух из трех последних лет составляет более 40% от собственных доходов бюджета) предельное значение данного показателя составляет 50%.

«Негативный» прогноз присвоен регионам, у которых присутствует сочетание трех условий: госдолг превышает 100% от собственных доходов, в течение девяти месяцев 2016 года этот долг увеличивается, а также имеются нарушения бюджетного законодательства и (или) условий соглашений по предоставлению бюджетных кредитов. В число таких регионов вошли Республики Мордовия, Хакасия, Марий Эл, Забайкальский край, а также Смоленская, Псковская и Кировская области. Как подчеркивают в агентстве, перечисленные регионы могут потерять доступ к новым бюджетным и коммерческим заимствованиям.

Кроме того, как отмечают в Счетной палате, в 2017 году для улучшения ситуации со сбалансированностью бюджетов регионов предусмотрены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов в объеме 615 млрд рублей (увеличение на 100 млрд рублей по сравнению с 2016 годом). Кроме того, установлен новый принцип предоставления дотаций на основании заключенных с Минфином России соглашений об условиях их предоставления.

Основная интрига – какие будут стимулы для губернаторов при подписании этих соглашений, – говорит ведущий аналитик НРА.

«При предоставлении бюджетных кредитов в 2017 году и заключении соответствующих соглашений целесообразно рассмотреть возможность использовать дифференцированный подход, учитывая сложившуюся ситуацию с долговой нагрузкой и их реальные возможности по выполнению условий соглашений», – полагают в Счетной палате.

И только после стабилизации ситуации можно разработать подходы к реструктуризации или рассрочке задолженности субъектов по ранее выданным бюджетным кредитам с продлением сроков их возврата, предусмотрев поэтапное равномерное погашение реструктурированного долга с сохранением размера платы за пользование бюджетными кредитами.

Главный аналитик ФГ БКС Владимир Тихомиров также полагает, что на данном этапе решение проблемы во многом зависит от помощи государства. По его мнению, если сейчас губернаторы начнут активно сокращать госслужащих для снижения расходов, то это приведет к увеличению безработицы.

Очевидно, что проблему с этими регионами принципиально быстро решить нельзя — ведь всё зависит не только от производства. Им сложно быть привлекательными для инвестиций или туризма в силу определенных причин — удаленности, неблагоприятного климата или экологии, – полагает аналитик НРА.

Поэтому, подчеркивает он, Минфин может занять жесткую позицию, снизить финансирование, но проблем региона это не решит.

Старший директор, руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Андрей Пискунов считает, что при существующей экономической ситуации стандартизованные меры для всех субъектов будут неэффективны. Требуются адресные подходы к разрешению проблем каждого конкретного региона.

Одним из перспективных решений проблемы региональных долгов могло бы стать соглашение о частичном рефинансировании имеющихся обязательств региона по бюджетным кредитам с жестким закреплением доли регионального долга, обязательной к погашению за счет средств самого региона. Это будет стимулировать региональные власти изыскивать источники погашения долга и введет практику ответственного отношения к своим долгам и долговой политике, – резюмировал Андрей Пискунов.

Источник изображения

Теги
Опубликовано admin - ср, 12/28/2016 - 13:20