Выступление главы поселка Кильмезь Алексея Стяжкина на Первом Всероссийском съезде депутатов-коммунистов и глав органов исполнительной власти, избранных при поддержке КПРФ

Уважаемый Геннадий Андреевич, уважаемые товарищи, коллеги!

Во-первых, хочу поблагодарить Центральный Комитет, организаторов форума за то, что нас всех собрали, ну и конечно за предоставленное сегодня слово.

Во-вторых, хочется отметить необходимость таких встреч, поскольку мы, главы и депутаты зачастую варимся «в собственном соку», иногда в одиночку бьемся о «стену» проблем, хотя может, кто-то из коллег уже и нашел, как эту стену обойти.

Поселок Кильмезь небольшой – 6 тысяч населения, люди живут в основном, очень скромно – средняя зарплата, согласно статистике, около 11 тысяч рублей, хотя, конечно, у большинства населения реальные доходы гораздо меньше. Собственные доходы бюджета около 7 млн. рублей. Еще 4-6 миллионов - это деньги от участия поселения в различных областных программах.

Приступая два года назад, к исполнению должности главы городского поселения я понимал, что все и сразу у нас не получится.

Поэтому для себя и своих подчиненных выделил следующие основные пути решения накопившихся проблем:

1.    Считал и считаю, что самоустранение муниципалитета от непосредственного выполнения полномочий, прописанных в 131-ФЗ являлось одной из самых крупных ошибок предыдущих 20 лет. Я имею в виду ту практику, когда любые работы выполняет частник, а администрация лишь их оплачивает. Посчитав расходы, мы пришли к выводу, что необходимо создать при администрации учреждение, которое на первое время возьмет часть таких работ. Такое учреждение мы создали в этом году, начали приобретать для него технику – для начала погрузчик на базе МТЗ-82, прицеп и трактор у нас не простаивают. В результате мы почти полностью отказались от аренды транспорта, взяли часть работ по очистке улиц от снега и срок окупаемости  погрузчика у нас получается примерно 1,5 года. В дальнейшем будет продолжать укреплять материально-техническую базу нового учреждения.

Сокращение неэффективных расходов. Только за счет экономии электроэнергии, не привлекая дополнительных бюджетных средств, вместо электрокотла провели теплотрассу от администрации в соседнюю котельную – получили экономию бюджетных средств на отоплении в 4 раза. Сейчас ведем работу по сокращению расходов на обслуживание уличного освещения. Сюда мы не включаем оплату за электроэнергию. Дело все в том, что электросетевая кампания - «Коммунэнерго», грубо говоря, за замену в год 60-ти лампочек в год требует с нас почти полмиллиона рублей. Когда мы отказались продлевать такой договор, нам 28 февраля пришло письмо, что если мы не продлим, то уже 1 марта уличное освещение нам отключат. То есть фактически, как в той сцене про управдома из «Бриллиантовой руки»: "А если не будут брать, тогда отключим газ". И такая ситуация во всех райцентрах Кировской области. Сейчас по совету антимонопольной службы мы расторгли договор и до 1 сентября должны будем провести конкурс по выбору обслуживающей организации. Ну и на будущий год мы планируем замену светильников уличного освещения на энергосберегающие. В следующий зимний сезон, наверное, придется всю снегоуборочную технику оборудовать навигаторами. Опять же все эти мероприятия дадут нам существенную экономию бюджета.

2.    Работа с людьми – без них ничего не получится, это одно из самых приоритетных направлений нашей деятельности. Каждую пятницу у нас информационный день, иногда с депутатами, иногда один встречаюсь с людьми в трудовых коллективах, работают у нас уличные комитеты, двери моего кабинета всегда открыты для посетителей.

Не хочется долго говорить о проблемах, тем более наверняка везде они везде одинаковы. Самая главная – безденежье муниципалитетов, от которой и все беды: это и засилье контролирующих органов и т.д и т.п.

Сегодня по просьбе моих сельских коллег я хотел бы обратить особое внимание депутатов Государственной Думы на проблемы водоснабжения.
Знаю, что комитет Государственной Думы по природным ресурсам возглавляет очень авторитетный и известный в нашей стране Владимир Иванович Кашин. Так вот, сегодня к лицензированию артезианской скважины в деревне из 100 человек предъявляются такие же требования как к нефтяной скважине. Дело ли это? Наш поселок в прошлом году прошел лицензирование – за два года заплатили за это «удовольствие» 1,8 млн. средств местного бюджета. За себя я спокоен, если сегодня контролирующие органы начнут проверять это направление – деревни останутся без воды, а колодцы мы в годы Советской власти уже завалили. Такая же ситуация по песчаным и гравийным карьерами, а они нужны нам как воздух – ближайший лицензированный гравийный карьер за 350 км – это монетами дешевле дорогу завалить, чем вести оттуда.

Уважаемый Владимир Иванович! Обращаемся к вам по еще одному важному  вопросу - лесным ресурсам. Полный бардак творится в лесу. Муниципалитеты лишены возможности хоть как-то контролировать леса. И самый большой вопрос к арендаторам леса, которые не ведут никакой хозяйственной деятельности в лесу, а просто наживаются на субаренде. Эту практику необходимо прекращать.

Несколько лет назад инициативная группа граждан нашего поселка городского типа выступила за наделение поселка статусом сельского населенного пункта, поскольку никаких городских удобств у нас нет. Однако депутаты Законодательного собрания лишили такой возможности, дав свое определение поселка городского типа в зависимости от численности населения. Мне, например, кажется странным, когда в 100 км от нас в Удмуртии поселок в 25 тысяч человек имеет статус сельского, а у нас 6 тысяч и городской статус. Необходимо привести это к общему знаменателю.

И, наконец, что касается самого 131 закона – ряд его положений внес хаос в отношения между муниципальными районами и поселениям.
Проблема в том, что с конца перестройки и до настоящего времени система государственного управления в стране была радикально реформирована. 10 лет назад, когда принимался этот закон, говорили, что он дает самостоятельность муниципалитетам. На самом деле были приложены титанические усилия к тому, чтобы исключить административное подчинение нижестоящих уровней власти вышестоящим. В результате сегодня губернатор не является подчиненным президента Путина или премьера Медведева, а глава города - подчиненным губернатора.

Всем известно выражение "вертикаль власти". В действительности же никакой вертикали нет - ее давно и успешно демонтировали. Это административное подчинение заменяется телефонным правом, а это - право сильного, по сути, - коррупционный механизм. На нем и держится система госуправления.

Как следствие, исключается ответственность президента и других федеральных органов власти за результаты деятельности администраций регионов и муниципалитетов. Исключается консолидация усилий и ресурсов даже в чрезвычайных ситуациях. Помните лесные пожары 2010 года? Государственный аппарат  в той ситуации был беспомощен, и причина - в отсутствии  административной подчиненности.

Ну, а институт сити-менеджера - я считаю, полностью провалился. Предлагаю в этом направлении следующее. Первое – выборность глав муниципальных образований должна быть беспрекословной. Второе, считаю вообще спорным наделение председателя думы полномочиями Главы муниципального образования. На деле это получается, что глава, как английская королева – ни за что не отвечает, зато щеки от важности надувает.

Также считаю необходимым придать особый статус наказам избирателей, сделать обязательными отчеты глав и депутатов перед населением. Кроме того, рассмотреть несправедливую ситуацию в отношении поступления транспортного налога – наши автовладельцы пользуются в основном поселковыми дорогами, а транспортный налог уходит мимо нашего бюджета.

Спасибо за внимание! Приглашаю всех в гости на нашу гостеприимную Кильмезскую землю!