Не стройте идеологические баррикады!

В прошлом номере Вашей газеты прочла статью В.Н. Сергеенкова «Истина или конъюнктура – что дороже?». Порадовал тон публикации – спокойный, взвешенный и, что главное, – аргументированно отстаивающий точку зрения автора. Владимир Нилович настойчиво проводит мысль: нельзя очернять историю страны, иначе это осложнит современную ситуацию и приведёт к повторению случившихся ошибок в будущем. Трудно не согласиться с таким тезисом. Ругать Советскую власть, большевиков в нынешней России стало нормой. На этом определённые люди делают карьеру. Нет смысла лукавить: ошибки в истории социализма были, были и позорные страницы (в частности, репрессии 1937 года). Но страна справилась с ними, КПСС сама их осудила, как и нынешние коммунисты, объединённые в КПРФ.
Сама я верующая, и в своё время с удовлетворением прочитала в книге современного английского историка удивительные слова: «Не осуждайте большевиков, от этого отказался даже настоятель Кентерберийского собора» (глава англиканской церкви). Ведь в Англии в период революции 1688 года репрессии против помещиков-феодалов и священников были ни сколько не меньше, чем в России после 1917 года. Особенно люто якобинцы отнеслись к священникам во Франции, здесь нет никакого сравнения с большевиками. Но католическая Франция, иерархи её церкви не требуют перенести дату национального праздника страны. Он, как известно, отмечен взятием Бастилии революционным народом Парижа.
В городе Кирове, насколько мне представляется, идея переименования в первую очередь исходит от местного духовенства. В газетах приводился такой факт, когда молодой священник на своём доме на улице Большевиков сменил табличку и повесил новую, с иным названием. Но, простите, это нарушение закона, своеобразный элемент экстремизма. В правовом государстве за такие вещи наказывают. А у нас в Кирове этот случай определённые круги выдали чуть ли не за доблесть церковного «бунтаря». Кстати, библейские каноны запрещают священнослужителям подобное вмешательство в мирские дела. Их жизненный крест – облагораживать человеческую душу делами, угодными Богу: учить помогать больным и нищим, наставлять на путь истинный коррупционеров, воров и насильников. Посмотрите, сколько их развелось! А не тратить силы на то, что обязана совершать государственная власть.
Сейчас, в период кризиса, нарастания социальной напряжённости, нужно сделать всё, чтобы объединить людей, а на разводить их на «за» и «против». К статье В.Н.Сергеенкова я обратилась не случайно. Помню, когда его избирали на первый срок губернатором области, оппозиционно настроенные к нему газеты писали, что пришёл красный губернатор, ярый атеист, от которого не будет пощады строителям капитализма и верующим. Всё это в конечном итоге оказалось огульным враньём и выдумками. Случилось другое: новый губернатор начал огромное внимание уделять нуждам верующих. Считаю, что делал он это, в первую очередь, для сплочения людей, для мира и спокойствия в нашей области.
Я как учитель истории всегда много занималась таким церковно-религиозным феноменом как Великорецкий крестный ход. Много читала литературы, с учащимися выезжала на реку Великую, копалась в архивах. Это стало моим нравственным и интеллектуальным увлечением.
И было бесконечно радостно, что новый губернатор, выдуманной краснотой которого пугали верующих, стал лично заниматься Великорецкой святыней. Помню, как на берегу реки Великой воздвигли часовни и купели, от храмов к центру паломничества провели асфальтированную дорогу. Затем чудеса начали увеличиваться: на пути крестного хода благоустраивали ночлег для паломников, а в селе Великорецком солдаты соседней ракетной дивизии разбили палатки , развернули полевые кухни, кормили верующих чудесной кашей. Никогда такого доселе не было. Но была одна беда: продолжали молчать соборные звонницы. Как-то в одной из газет верующие попросили губернатора отлить для великорецких храмов колокола. Отлили несколько. Самый большой заказали металлургам Урала, заплатили за него из благотворительного фонда губернатора (позднее такой же колокол за счёт этого же фонда был отлит и для Кирово-Чепецкого храма). Крестный ход стал всеобщим праздником для всей области.
Как-то моя родственница, активистка церковной общины из г. Кирса, позвонила мне накануне крестного хода и сообщила, что впервые едет на святые места вместе с другими паломниками, что им выделяют для этого несколько автобусов на бесплатной основе. Расходы возместят за счёт губернаторского фонда. В 2002 году был возрождён Великорецкий крестный ход для старообрядцев; здание мечети в областном центре, занятое светскими организациями, освобождено и передано в распоряжение мусульман. В период губернаторства В.Н. Сергеенкова в г. Кирове воздвигнут храм армянской апостольской церкви.
Твёрдо уверена, что нынешней власти нужно выбрать именно такой путь в духовном окроплении верующих, сюда направлять средства, а не расходовать их на переименование города, его площадей и улиц. Ведь на этой уйдут сотни миллионов рублей (шесть миллионов, о которых сейчас говорят, - выдумка, корой можно потчевать разве что детей).
Надеюсь и на жизненный опыт, человеческую мудрость митрополита Хрисанфа: надо не перебирать камни истории, а создавать новое. В городе Кирове от старой Вятки осталось немного: здание тюрьмы, описанное ещё М.Е.Салтыковым-Щедриным, дом купца Булычёва и здание госбанка; Александровнский сад с двумя ротондами и ряд школьных зданий. Всё остальное в прекрасном городе Кирове создано в советское время.
Нам нужно знать, перетряхивая прошлое, что в истории любой страны, края и города есть страницы славы и достижений, позора и ошибок. Всё зависит от того, на чём мы будем воспитывать себя и своих детей. Если на примерах ошибок и поражений, мы как государство развалимся. Если же на примерах славы, как воспитывают в Англии и Франции, хотя у них страниц позора было гораздо больше, чем у нас, тогда всё будет нормально. Но это должно стать государственным делом, сплачивающим воедино, а не разобщающим людей.

Т. Вязникова, учитель истории.
«Голос народа» №3 (март 2009 г.)

Газета "Голос народа":