Альсина Шумилова: Будет ли госзадание благом для образования?

Депутат Законодательного Собрания Альсина Шумилова выступает резко против законодательных новшеств в образовательной сфере. По ее мнению, если изменения будут приняты в сегодняшнем виде, бесплатное образование окажется под угрозой. «На сегодняшний день самый обсуждаемый образовательный проект закона в Государственной Думе - «О внесении изменений в законодательные акты в связи с совершенствованием правового положения государственных муниципаль­ных организаций», или проще - проект закона о казенных и бюджетных учреждениях.Гособразование в свободное плаванье? Этот закон очень неоднозначен и появился после провала закона об автономных образовательных учреждениях. Не прошедший утверждения Госдумой закон предлагал лишить образовательные учреждения гарантий бюджетного финансирования, что непременно привело бы их к приватизации. Но образовательное сообщество добилось, чтобы в сегодняшнем варианте было прописано о добровольном переходе образовательных учреждений в статус автономных учреждений. И это естественно, ведь сегодня нет дураков, которые хотели бы лишиться бюджетного финансирования.Суть нового закона в расширении самостоятельности бюджетных организаций до уровня автономных учреждений. Но при этом ослабляются финансовые гарантии и снимается субсидиарная ответственность учредителя за деятельность бюджетных организаций, даже при переходе на государственные задания. А это, разумеется, один из вариантов пути к банкротству, ведь учебное заведение легко можно закрыть, не выдав или уменьшив ему государственное задание.Параллельно негосударственным учреждениям создаются искусственные трудности, из законодательства исключаются возможности совместного учредительства. В настоящее время 95 процентов негосударственных учреждений имеют по несколько учредителей. Им предлагают пройти перерегистрацию, что грозит колоссальными внутренними разногласиями.Таким образом, законопроект проясняет, что государство желает сбросить с себя обузу в виде системы образования, отправив государственные муниципальные образовательные учреждения в свободный рынок. А чтобы не остались без денег, предлагается просто задушить их конкурентов - негосударственный образовательный сектор.Наша фракция считает, что всему образовательному сообществу необходимо объединиться, чтобы закон в данной редакции не был принят. Ведь он резко сокращает социальные гарантии по предоставлению населению бесплатного образования. И будет загублен не только негосударственный сектор образования, но и государственный. Нам предстоит аналитическая доказательная работа по предотвращению негативного влияния данного закона на образование.За воспитание заплатят родители? Закон «Об установлении нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в Кировской области» был принят в 2006 году и коренным образом изменил подход к финансированию школ. Видя и понимая проблемы в этой сфере, я сразу привлекла к анализу закона людей, которых он коснулся в первую очередь, - директоров школ из нашего Кильмезского района. Так появились конкретные предложения.Поскольку полнота финансирования в первую очередь зависит от методики расчета норматива на оказание обра­зовательной услуги, предложение по увеличению корректирующих коэффициентов для малокомплектных школ было принято сразу.А вот предложения по включению в нормативы расчетов регионального и школьного компонента не услышаны до сих пор. Что за этим стоит? Оплачивается только федеральный компонент школьного процесса, то есть передача знаний, а денег на дополнительные занятия (индивидуальные и групповые, факультативы и кружки) не остается. Иными словами, происходит отделение обучения от воспитания и перевод системы воспитания на чисто коммерческие рельсы (финанси­рование из кармана родителей). Предложения по изменению методики расчета этого норматива были направлены мною депутатам Государственной Думы.Сегодня норматив формально подразделяется на заработную плату и учебные расходы, но нет строки закона, в которой было бы прописано четкое соотношение между ними. На практике, при недофинансировании, часто деньги из учебных расходов используются, например, на зарплату.К парадоксам можно отнести и то, что к учебным расходам в законе не отнесена мебель - столы, стулья и даже огнетушители. Получается, что компьютеры мы можем купить за счет учебных расходов, а ставить их не на что, и в местном бюджете на это денег не предусмотрено.С 2007 года мы пытаемся доказать правительству Кировской области, что если оплату труда технического и обслуживающего персонала общеобразовательных учреждений перевести на местные бюджеты (20% от общего фонда зарплаты), то это позволит увеличить выплаты педагогам.Нерешенным на сегодня остается вопрос и о ремонте образовательных учреждений. Одним из вариантов решения проблемы стало бы принятие областной программы по содержанию общеобразовательных учреждений.Проблемы финансирования образования дадут резонанс еще не завтра, но последствия будут носить глобальный масштаб. Мы, депутаты, понимаем это и намерены изменить ситуацию».

Опубликовано admin - ср, 03/03/2010 - 17:51