"Двуглавые муниципалитеты" - Открытое письмо губернатору Кировской области

Уважаемый Никита Юрьевич!

Как руководитель регионального отделения КПРФ, депутат ОЗС, считаю своим долгом довести до вашего сведения, что в последнее время у значительной части населения имеется серьёзная озабоченность в отношении вертикали муниципальной власти. Существующая система выборов глав муниципальных районов и городских округов крайне несовершенна. В области ошибочно принята система двоевластия, когда есть две главы: района (города) и администрации.

Порочность сложившейся структуры очевидна.

Во-первых, снижается ответственность чиновников за положение дел в муниципальном образовании.

Во-вторых, глава района руководит представительным органом, осуществляет представительские функции, но формально не несёт ответственности за состояние экономики.

В-третьих, глава администрации руководит деятельностью муниципальных органов, но зависим от главы района (города) и это сковывает его инициативу.

В-четвёртых, во многих районах не прекращается выяснение отношений: кто главнее и важнее. В частности, на этой основе продолжают делить власть в Советском, Верхнекамском, Богородском, Оричевском и Куменском районах, а в Фалёнском противостояние закончилось форменным мордобоем и многолетней враждой.

Но самая серьёзная опасность подобной системы власти состоит в том, что население муниципалитетов фактически отстранено от непосредственного избрания главы района (города). Избирая депутатов, они не знают, кого те выдвинут на пост главного руководителя.

По этой причине несколько лет назад в г.Кирове сформировалась инициативная группа избирателей, планировавшая провести референдум, который бы смог решить вопрос, каким образом избирать главу города. Но демократическую инициативу граждан подмяли чиновники-бюрократы: референдум был запрещён. 
Несовершенство существующей системы ведёт ещё и к тому, что в отдаленных муниципалитетах собственники градообразующих предприятий, располагая неограниченным финансовым и кадрово-административным ресурсом, проводят в представительные органы зависимых от себя людей. Причём, добиваются, чтобы они составляли большинство. Подобная ситуация сложилась в г.Котельниче, Омутнинском и Подосиновском районах.

Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что содержание двух структур власти, дублирующих друг друга, дорого обходится бюджету. Сейчас в каждом районе области аппарат его главы состоит из 5-7 человек. Годовой фонд зарплаты этих чиновников зашкаливает за один миллион рублей. Не много ли, если учесть, что их основная работа сводится к рутинным процедурам: по подготовке заседания представительного органа (не чаще одного раза в месяц). Кстати, весь объём этой деятельности выполняет аппарат администрации и выполняет куда эффективнее, нежели нынешний состав.

В целом по области ежегодное содержание глав муниципалитетов, по самым скромным подсчётам, обходится избирателям в 100 млн.рублей. Эффективность же в управлении от этого двоевластия - нулевая. Наглядная иллюстрация к этому тезису: сейчас у главы областного центра В.В.Быкова штат под 30 человек. Но положительных сдвигов в работе не чувствуется. В период кризиса по призыву президента России, изложенному в его статье «Россия, вперёд!», мы ищем источники экономии национальных ресурсов. Вот они, на поверхности эти миллионы рублей, которые можно получить в результате сокращения никому не нужных дублирующих работников.

То, что система муниципального двоевластия вместо пользы приносит вред, убедились как избиратели, так и сами чиновники. Но последние молчат, так как держатся за насиженные кресла. Избирателям же, как это случилось в г.Кирове, не дают простора для творчества и проявления своих демократических прав.
Но допущенные перекосы когда-то нужно исправлять. В этом состоит диалектика политической жизни общества. И лучше всего эту работу начать в преддверии предстоящих в марте 2011 года выборов депутатов представительных органов муниципальных органов и городских округов.

В связи с этим предлагаю в четвёртом квартале 2009 года и в течение первого полугодия 2010 года внести корректировки в Уставы. А в соответствии со ст.36 федерального закона №131 внести поправки, где указать, что глава района, города избирается всенародным голосованием, а будучи избранным, возглавляет и аппарат местной администрации. Председателем же представительного органа может быть любой депутат, исполняющий данные функции на общественных началах. Подобные изменения позволят более полно реализовать демократические права и свободы граждан, устранят двоевластие, мешающее организовать эффективную систему управления, покончат с раздорами, интригами, безответственностью в чиновничьей среде.

С уважением, С.П. Мамаев

депутат Законодательного Собрания Кировской области,
руководитель фракции КПРФ

Письмо передано губернатору 20 октября

Газета "Голос народа":